Послания Иоанна
Апостол Иоанн Богослов традиционно считается автором трёх посланий, включённых в Библейский канон. Послания адресованы не какой то конкретной общине или народу, а всей Христианской церкви. Предположительно, написаны в 90-х годах первого века новой эры, почти сразу за Евангелием от Иоанна.
Первое послание Иоанна
Обращено к верующим малоазийских церквей. Основные темы: Любовь Бога и учение об Иисусе как о воплотившемся предвечном Слове Божием. В пятой главе присутствует спорная Иоаннова вставка, свидетельствующая о Троице.
Основные темы
В пятой главе послания содержится один из самых спорных библейских текстов («Comma Johanneum») — «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Эти слова отсутствуют в ранних библейских текстах и, вероятно, являются позднейшей вставкой, призванной подтвердить догмат о Троице.
- Слово жизни (1:1-4)
- Бог есть свет (1:5-10)
- Христос-наш Ходатай перед Отцем, умилостивление за грехи наши.(2:1-17)
- О последних временах и об антихристе (2:18-23)
- О пребывании в истине (2:24-29)
- Дети Божии (3:1-10)
- Любовь к ближнему (3:11-24)
- Духи истины и духи заблуждения (4:1-6)
- Бог есть любовь (4:7-21)
- О вере (5:1-13)
- О силе молитвы (5:14-16)
- Заключительные слова, подытоживающие послание (5:17-21)
Известные фразы
- «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы» (1Ин, 1:5)
- «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин, 2:19)
- «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин, 4:18)
- «Боящийся несовершен в любви» (1Ин, 4:18)
- «Бог есть любовь» (1Ин, 4:16)
Второе послание Иоанна
Обращено к некой «возлюбленной госпоже», которую большинство комментаторов считают аллегорией христианской общины. Является самой короткой книгой Нового Завета, всего 13 стихов в одной главе. Повторяет в сжатой форме содержание первого послания: проповедь любви и предостережение против лжеучений.
Основные темы
Обращено послание к «возлюбленной госпоже», а заканчивается приветствием от «детей сестры твоей избранной». Эти слова могу быть поняты и в буквальном смысле, однако большинство комментаторов полагает, что под госпожой и её сестрой тут понимаются христианские общины, а их детьми названы члены этих общин.
- Приветствие ( 2 Ин 1:1-3)
- Заповедь любви ( 2 Ин 1:4-6)
- Ложные проповедники ( 2 Ин 1:7-11)
- Заключение ( 2 Ин 1:12-13)
Третье послание Иоанна
Было малоизвестно в древней Церкви. Обращено к некоему «возлюбленному Гаию», а также порицает некоего Диотрефа.
Евсевий Кесарийский не упоминает его среди известных ему книг Нового Завета. В каноне оно появилось со времён Лаодикийского собора (363 год).
Основные темы
- Приветствие Гаию (1:1)
- Похвала за верность истине (1:2-4)
- О гостеприимстве (1:5-8)
- Порицание Диотрефа (1:9-11)
- Заключение (1:12-15)