Послания Иоанна

Святой Иоанн Евангелист, Доменикино
Святой Иоанн Евангелист, Доменикино

Апостол Иоанн Богослов традиционно считается автором трёх посланий, включённых в Библейский канон. Послания адресованы не какой то конкретной общине или народу, а всей Христианской церкви. Предположительно, написаны в 90-х годах первого века новой эры, почти сразу за Евангелием от Иоанна.

Первое послание Иоанна

Обращено к верующим малоазийских церквей. Основные темы: Любовь Бога и учение об Иисусе как о воплотившемся предвечном Слове Божием. В пятой главе присутствует спорная Иоаннова вставка, свидетельствующая о Троице.

Основные темы

В пятой главе послания содержится один из самых спорных библейских текстов («Comma Johanneum») — «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Эти слова отсутствуют в ранних библейских текстах и, вероятно, являются позднейшей вставкой, призванной подтвердить догмат о Троице.

  • Слово жизни (1:1-4)
  • Бог есть свет (1:5-10)
  • Христос-наш Ходатай перед Отцем, умилостивление за грехи наши.(2:1-17)
  • О последних временах и об антихристе (2:18-23)
  • О пребывании в истине (2:24-29)
  • Дети Божии (3:1-10)
  • Любовь к ближнему (3:11-24)
  • Духи истины и духи заблуждения (4:1-6)
  • Бог есть любовь (4:7-21)
  • О вере (5:1-13)
  • О силе молитвы (5:14-16)
  • Заключительные слова, подытоживающие послание (5:17-21)

Известные фразы

  • «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы» (1Ин, 1:5)
  • «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин, 2:19)
  • «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин, 4:18)
  • «Боящийся несовершен в любви» (1Ин, 4:18)
  • «Бог есть любовь» (1Ин, 4:16)

Второе послание Иоанна

Обращено к некой «возлюбленной госпоже», которую большинство комментаторов считают аллегорией христианской общины. Является самой короткой книгой Нового Завета, всего 13 стихов в одной главе. Повторяет в сжатой форме содержание первого послания: проповедь любви и предостережение против лжеучений.

Основные темы

Обращено послание к «возлюбленной госпоже», а заканчивается приветствием от «детей сестры твоей избранной». Эти слова могу быть поняты и в буквальном смысле, однако большинство комментаторов полагает, что под госпожой и её сестрой тут понимаются христианские общины, а их детьми названы члены этих общин.

  • Приветствие ( 2 Ин 1:1-3)
  • Заповедь любви ( 2 Ин 1:4-6)
  • Ложные проповедники ( 2 Ин 1:7-11)
  • Заключение ( 2 Ин 1:12-13)

Третье послание Иоанна

Было малоизвестно в древней Церкви. Обращено к некоему «возлюбленному Гаию», а также порицает некоего Диотрефа.

Евсевий Кесарийский не упоминает его среди известных ему книг Нового Завета. В каноне оно появилось со времён Лаодикийского собора (363 год).

Основные темы

  • Приветствие Гаию (1:1)
  • Похвала за верность истине (1:2-4)
  • О гостеприимстве (1:5-8)
  • Порицание Диотрефа (1:9-11)
  • Заключение (1:12-15)