Семь скорбей

Альбрехт Дюрер. Семь скорбей

«Семь скорбей» — полиптих Альбрехта Дюрера, выполненный около 1500 года. Центральная часть полиптиха (108x43 см) в настоящее время находится в Старой пинакотеке (Мюнхен), семь боковых панелей (ок. 63x46 см — каждая) — в Дрезденской картинной галерее.

Представленная картина относится к раннему периоду творчества художника. На ней изображена многострадальная Дева Мария, ее сердце пронзает меч (аллюзия на Евангельские слова Луки: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»). Семь скорбей были провозглашены церковным праздником в 1432 Кельнским собором, дабы сформировать соответствующую параллель с уже существовавшим тогда праздником Семи радостей.

В соответствии с каноном Дюрер изображает Семь скорбей в семи клеймах, обрамляющих центральный образ. Картину необходимо рассматривать с верхнего левого клейма вниз, по нижней горизонтали (слева направо), затем правой вертикали (снизу вверх). Таким образом представлены семь евангельских сюжетов: представление Господа в Храме (обрезание, то есть первое пролитие крови Христа), бегство в Египет, Христос, потерянный Своею Матерью (в варианте этой истории как диспут с докторами), путь на Голгофу (несение креста), пригвождение, распятие и оплакивание Христа.

История создания

Произведение было заказано Фридрихом III вскоре после его встречи с Дюрером, состоявшейся в Нюрнберге в апреле 1496 года. Исходя из стилистических особенностей полиптиха, исследователи полагают, что художник начал работать над полиптихом только около 1500 года.

Специалисты в настоящее время приписывают Дюреру авторство лишь центральной панели полиптиха с Матерью Скорбящей (лат. Mater Dolorosa), в то время как семь внешних досок выполнены скорее всего по его рисункам помощниками. «Мать Скорбящая», уменьшенная по краям приблизительно на 18 см, в начале XIX века была получена мюнхенским музеем из женского монастыря Benediktbeuren. В тридцатых годах XX века она была отреставрирована. Тогда же было установлено, что это не часть, как полагалось ранее, диптиха с изображением Благовещения, вторая половина которого с архангелом считалась утраченной. Во время реставрации были сняты поздние записи авторской живописи и справа от Марии открылось изображение шпаги — атрибута Матери Скорбящей.

Другие части полиптиха находились в Виттенберге, в замке Фридриха III, с 1640 года они хранились в Кунсткамере принца Саксонии. Они были отреставрированы в середине XX века, при проведении работ всё же не были разрешены сомнения в их атрибуции.

В 1988 году серийный вандал Больман в Старой пинакотеке облил картину вместе с «Оплакиванием Христа» и «Алтарём Паумгартнеров» серной кислотой.