Алексий митрополит с житием (икона)

«Алексий митрополит с житием» (икона). 1480-e

1480-е годы.
197 × 152 см
Третьяковская галерея, Москва.

По краям иконы расположены клейма — на них изображена вся жизнь святого Митрополита, все основные события.

Дионисий пользовался, по-видимому, текстом жития, переработанным около 1486 г., в котором, возможно, самым «новым» чудом было «исцеление» в 1462 г. чудовского инока-хромца Наума (последнее, двадцатое клеймо иконы). Более поздние «чудеса», например те, которые в 1518–1519 гг. были занесены в Никоновскую и Воскресенскую летописи, во время написания иконы еще не были широко известны.

Житие, изображенное в клеймах иконы, отражает некоторые реальные черты биографии митрополита Алексия, сохраненные в исторических источниках. Алексий постригся в монахи в 1315 г. в Московском Богоявленском монастыре (клеймо 4). Поставлен в епископы Владимирские, в 1352 г. (клеймо 5). Поставлен в митрополиты всея Руси в 1354 р. Ездил в Орду к хану Бердибеку и «исцелил» ханшу Тайдулу в 1357 г. (клейма 9, 10, 11, 12). Основал в 1365 г. Чудов монастырь (клеймо 14), где и был погребен в 1378 г. (клеймо 15). Останки его найдены в 1448 г. (клейма 17, 18, 19, 20).

В отличие от распространенной датировки иконы 70–80-ми гг. XV в., она отнесена к началу XVI в. на основании ее стиля, представляющего классическое, совершенное выражение мастерства Дионисия, наиболее полно проявившегося в живописи Ферапонтова монастыря. В XV в. нам неизвестны произведения, столь близкие к этим фрескам.

Надобность в грандиозных иконах, прославляющих древнейших московских святителей, могла возникнуть именно после перестройки собора Чудова монастыря в 1501–1503 гг., привлекшей внимание к ее основателю, прославившемуся еще свежими в памяти москвичей того времени «чудесами», затмевающими славу предшественника Алексия — митрополита Петра. Кроме того, как показывает судное дело Вассиана Патрикеева (в кн.: «Чтения Общества истории и древностей российских», 1847–1848, кн. 9), вольнодумцы первого десятилетия XVI в. сомневались в действенности московских «чудотворцев», что могло побудить к заказу и помещению в Успенском соборе икон-программ, воочию убеждающих в могуществе святителей.

На среднике — фигура в рост, в фac, в красновато-коричневом саккосе, украшенном золотыми крестами в зеленых кругах, обведенных голубовато-серой каймой3. На голове белый куколь. Руки распростерты, правая — благословляющая, в левой — Евангелие с красным обрезом, стоящее на светло-зеленом убрусе (платке).

Изображенный на иконе саккос по цвету и узору близок к подлинному одеянию митрополита Алексия, хранящемуся в Гос. Оружейной палате.

Средник обрамлен двадцатью клеймами жития. Порядок расположения клейм:

1. Рождение Елевферия-Алексия. Мать в белом убрусе сидит на ложе. Девица подносит ей питье в сулее. В ногах изображена готовящаяся купать младенца женщина, пробующая рукой, тепла ли вода в купели.

2. Приведение во учение. Черниговский боярин Федор Бяконт, отец будущего митрополита, сопровождаемый своими приближенными, привел мальчика к монаху. Позади между ними высится круглая экседра.

3. Сон Елевферия. Отрок в короткой одежде спит, лежа навзничь, перед шалашом, стоящим посреди легких горок, поросших невысокими кустами. Справа, за шалашом, виднеется плетеный силок с попавшими в него птицами. Птицы сидят на кустах и ходят среди скал. По житию митрополита Алексия, во время сна он слышит слова: «Аз сотворю тя ловца человеком», предвещающие его власть над душами паствы.

4. Пострижение Елевферия. Отроку дано имя Алексия. Изображенный во втором клейме монах-наставник привел отрока к братии Московского Богоявленского монастыря, воспитавшего многих «князей церкви». Алексий в рясе и мантии склоняется перед священником. Позади виднеется красный престол, над которым высится однокупольное здание с красными кровлями.

5. Поставление Алексия в епископы города Владимира. Митрополит Феогност держит ставленую грамоту над головой преклонившегося Алексия, облаченного в епископские одежды. Композицию замыкают фигуры митрополичьего клира. Однокупольное здание с зеленой кровлей, приделом в виде палаты с двухскатной крышей и престолом перед ним обозначает Успенский собор — кафедру московского митрополита.

6. Алексий в Орде. Митрополит стоит с книгой в руках перед ханом, сидящем на троне. Облаченный в красную одежду хан с царской шапкой на голове показывает Алексию приготовленное для него рядом с троном седалище, покрытое драгоценными тканями. За митрополитом его бояре держат дары для хана — узорчатые золотые одежды. Хана окружают телохранители — воины в шлемах и островерхих шапках. Виднеющийся между Алексием и ханом шатер, поставленный у невысоких горок, украшен орнаментом.

7. Алексий просит у Сергия Радонежского отпустить ученика его Андроника на игуменство в основанный митрополитом в 1361 году Спасский (впоследствии Андроников) монастырь. Перед сидящим в белой рясе Алексием стоит протянувший вперед руки Сергий, сопровождаемый двумя монахами из братии Троице-Сергиева монастыря. За Алексием стоит митрополичий боярин. Позади — палаты с цветными кровлями.

8. Алексий благословляет Андроника на игуменство. Митрополит возложил руку на голову кланяющегося ему молодого монаха с откинутым на плечи черным куколем. За ними представлен Спасский монастырь. Над проемом главного входа — изображение Нерукотворного Спаса, защищенное навесом.

9. Алексий молится у гроба митрополита Петра перед отъездом в Орду. Алексий стоит перед гробницей, держа в руках развернутый свиток. Он читает молитву. Алексия сопровождает клир в белых одеждах. Отрок держит его посох. Полукруглое низкое сооружение с широкой ступенькой перед ним и однокупольное с четырьмя закомарами здание изображают гробницу митрополита Петра в Успенском соборе Московского Кремля.

10. Хан встречает Алексия, направляющегося в Орду. Хан преклонил колени перед митрополитом. За ним стоят царедворцы в цветных одеждах и высоких мохнатых колпаках. Один из них держит царскую шапку хана и его кривую саблю с белой рукоятью, другой — ларец с дарами. Алексий, опираясь на посох, протягивает руку к хану. Алексия сопровождают монах и бояре. Позади — светлые прозрачные горки.

11. Алексий исцеляет царицу Тайдулу. Ложе ханши стоит посреди горок. Поддерживаемая служанкой Тайдула сидит на фоне шатра. Алексий подносит к ее глазам «былие», омоченное в чаше с водой, которую держит перед ним отрок. Священник с книгой и клирошане изображены в белых облачениях. Позади виднеется боярин в алой шапке.

12. Московский князь с боярами встречает Алексия по возвращении из Орды. Митрополит подносит крест к устам преклонившегося князя, в кафтане и охабне с висящими длинными рукавами. За ним теснятся «дети боярские» и бояре. Один из них держит шапку князя. Идущий за митрополитом клир в праздничных одеждах. За ними высятся горки. Справа виден высокий град, изображающий Москву. Купольное и двухскатное здания внутри града — Успенский собор и княжеский терем.

13. Алексий, чувствуя приближение смерти, предлагает Сергию Радонежскому стать митрополитом московским. Сергий в мантии сидит перед Алексием на длинной, низкой и широкой скамье. За престолом митрополита стоит монах с ларцом, в котором заключено «злато», предлагаемое Сергию как залог святительства. Между Сергием и Алексием над стеной возвышается киворий, соединенный велумом со столбом слева. Справа стоят невысокие палаты.

14. Алексий готовит себе гробницу в Чудовом монастыре. Стоя перед собором Чуда в Хонех с Благовещенским приделом справа9, митрополит держит речь к мастерам, обкладывающим гробницу камнем. Алексий стоит на разрытом желтом песке или глине. Композицию замыкают розовые и серые стены Чудова монастыря.

15. Преставление Алексия. Перед собором Чуда в Хонех горожанин в зеленой одежде закрывает высокой двухскатной крышкой гробницу, в которой покоится Алексий с Евангелием на груди. Его отпевает епископ с клиром в белых одеждах. В ногах стоит паства во главе с Дмитрием Донским (слева) и Владимиром Андреевичем Серпуховским.

16. Обретение мощей. В стенах Чудова монастыря епископы во главе с митрополитом Ионой и москвичи со стоящим впереди семейством князя Василия Темного поклоняются «нетленному» телу Алексия.

17–19 Чудо об умершем младенце. Действие происходит в Чудовом монастыре. Посредине, у высокой двухъярусной звонницы, родители оплакивают умершее дитя. Слева Алексий, высунувшись из собора Чуда, протягивает руку к окутанному погребальными пеленами младенцу. Справа мать воскрешенного ребенка передает священнику церкви «во имя Алексия» икону с его изображением. Эти три клейма связаны объединяющими их монастырскими стенами Чудова монастыря.

Композиционное объединение нескольких клейм в одно характерно для живописи начала XVI в. См., например, клейма в левом нижнем углу на более поздней иконе Владимира, Бориса и Глеба, с житием.
Представленный на этих клеймах Чудов монастырь, несмотря на условный характер изображения, передает некоторые черты его построек так, как они выглядели в эпоху написания иконы — в начале XVI в.
На чертеже Московского Кремля 1600–1605 гг. (так называемом Годуновском — см. о нем: И. Э. Грабарь [ред.], История русского искусства, т. II, М., 1914, стр. 137) в Чудовом монастыре на переднем плане можно различить собор, церковь и колокольню. Здесь собор Чуда архангела Михаила в Хонех, перестроенный во второй половине XVI в., изображен пятиглавым. Обследование этого собора в 1929 г. показало, что первоначально он был одноглавым (см.: П. Н. Максимов, Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. — В кн.: «Архитектурные памятники Москвы XI–XVII века», М., 1947, стр. 22, примеч. 1). Таким и изобразил собор Чуда Дионисий на иконе «Митрополит Алексий в житии». Можно предположить, что в представленных им колокольне-звоннице и церкви Алексия нашли свое отражение древние формы этих зданий.

20. Чудо о чудовском иноке-хромце Науме». Перед церковью Алексия в Чудовом монастыре стоит открытая гробница с мощами. Слева на край гроба поставил обнаженную больную ногу монах в розоватой рясе. Справа мощам поклоняются верующие. По обе стороны церкви высятся стены Чудова монастыря.

12 См. «Софийская вторая летопись». — В кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853: «В лето 6970 (1462) генваря 24, в неделю, в монастыре у Михайлова Чюда, у гроба святаго Алексея митрополита, простило Наума черньца хромого на древенице». Сказание об этом «чуде» составлено митрополитом Феодосием (1461–1464; см. там же, стр. 325–330).

Лица написаны плавью, золотистой охрой с подрумянкой по оливковому санкирю, без движек. В колорите преобладают белый цвет и холодные, прозрачные, светлые полутона розовых, желтоватых и зеленоватых оттенков в сочетании с яркими, плотными пятнами алой киновари. Средник написан на светло-зеленом фоне, со следами облачного орнамента13. Позем в виде зеленоватых горок с прозрачными белыми лещадками. Фоны клейм и поля золотые, опушка зеленая, оливкового тона (сохранилась вверху).

Такой фон встречается не часто; он известен на иконах, связанных с московской школой. Ранний пример облачного фона см. на московской иконе первой половины XV в., изображающей Николу Можайского (см. № 259). Таким же фоном украшен поясной деисус середины XV в. (см. № 238). Облачный фон встречается и в конце XV в.: см., например, изображения архангелов Михаила и Гавриила, а также Иоанна Предтечи в фондах Музея московского Новодевичьего монастыря. К этому же времени относятся части деисусного чина в рост из Углича, где фон также украшен мягкими «облачными» разводами (см. № 289). Иконы поясных Иоанна Златоуста и Василия Великого из первоначального иконостаса собора Калязинского монастыря (ныне ГИМ, ц. Василия Блаженного), относящиеся к концу XV — началу XVI в., также имеют облачные фоны.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 197 × 152.

Происходит из Успенского собора в Московском Кремле.

В Успенском соборе Московского Кремля находится икона митрополита Петра, с житием, парная к изображению Алексия в ГТГ. См. об иконе митрополита Петра: «Художественные памятники Московского Кремля», М., 1956, стр. 40–41.

Раскрыта в Кремле в 1915–1916 годах Е. И. Брягиным, под наблюдением комиссии А. А. Ширинского-Шихматова. Вместо несохранившихся древних надписей Е. И. Брягин сделал киноварные, произвольно заимствовав тексты из жития митрополита Алексия в Макарьевских Четьях-Минеях (более поздней компилятивной редакции жития середины XVI в.).

Поступила в 1945 году из Московского Кремля.