Иосиф Владимиров

Иосиф (Осип) Владимиров (Володимеров) (уп. 1642—1666) — русский иконописец, стенописец и знаменщик Оружейной палаты, теоретик живописи.

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1666 год. Москва, церковь Троицы в Никитниках. Икона Иосифа Владимирова. XVII век
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1666 год. Москва, церковь Троицы в Никитниках. Единственная достоверно его икона.

Биография

Родом из Ярославля. Сын иконописца Владимира Титова, брат Андрея, Бориса и двух Иванов Владимировых. Предположительно, проживал в слободе Толчково, в приходе церкви Иоанна Предтечи. В 1646 году жил в Спасской слободе вместе с братом Саввой, священником церкви Петра митрополита.

В 1642—1644 годах впервые вызван в Москву — участвовал в исполнении росписей Успенского собора Кремля. В 1650 году в составе артели ярославца Севастьяна Дмитриева с 4 товарищами писал киоты на наружных стенах Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, вероятно был задействован там и в более значительных работах, прежде всего в росписи паперти этого собора. В 1652 году принимал участие в начальном этапе росписи московского Архангельского собора под руководством Симона Ушакова. В 1652—1653 годах участвовал в росписи церкви Троицы в Никитниках в Москве. В 1653—1654 годах вместе с другими писал иконы для иконостаса московского Успенского собора.

В сентябре 1657 года вместе с Симоном Ушаковым и другими три дня писал на «государеве патриарше дворе на дорогах у внешних сторон на церкви». В 1659 году вместе с Севастьяном Дмитриевым и пятью другими ярославцами участвовал в стенописных работах в Успенском соборе Ростова. В 1660 году писал в московском Архангельском соборе; в это время жил дома у Ушакова близ церкви Троицы в Никитниках. Вместе с Ушаковым и другими писал царские врата в церковь Евдокии в Кремлёвском дворце; со Стефаном Лопуцким писал знамёна, вместе с другими писал образ Спасов и северную дверь в собор Василия Блаженного и чинил пять местных икон и царские врата. В августе этого года под руководством Ивана Филатьева чинил роспись стен московского Успенского собора.

В сентябре 1660 года поступил в знаменщики Печатного двора после Захария Лукина. Возможно, учился у рисовальщика Пюльмана, приезжавшего на Русь в 1661—1663 годах. 29 июня 1663 года обозначен в знаменщики Григорий Аврамов, но с 16 июня 1664 года опять является в знаменщиках Владимиров, причём жалованье ему было выдано и за прошедший год. Написал образ Нерукотворенного Спаса, который был награвирован в Вене в 1663 году с следующею подписью:

Сей образ Христов за много лет иезувити от голомуцыя пелегринато в Риме прееден презтенты пергамин с самого синдона Авгарева изыском зуграфа Иосифа Владимирова москвита, выдан до руки в Вене в лето 7171.
— перевод из Сийского иконописного подлинника

В 1664 году взят с Печатного двора к стенному и травному письму в передней палате, «в комнате», на золотом крыльце и в церкви Евдокии в Кремлёвском дворце. Последний раз упоминается в 1666 году, когда по заказу живших в столице ярославских купцов Никитинковых написал икону «Сошествие Святого Духа» для церкви Троицы в Никитниках, в которой сознательно изменил традиции в соответствии с современными греческими образцами. Т. Е. Казакевич предполагала, что он постригся в монахи в московском Знаменском монастыре под именем Иоасафа, и в 1677—1678 годах на Печатном дворе писал иллюстрации к Евангелию.

Род Иосифа Владимирова вписан в синодики Кирилло-Белозерского и Толгского монастырей.

Послание

Автор «Послания» к Симону Ушакову, написанного в 1656—1658 годах, которое иногда называют первым русским искусствоведческим исследованием. В первой части 36 глав, в которых кратко излагаются древние высказывания об искусстве — всего 113 ссылок и цитат.

Во второй части, написанной в полемике с консервативным ярославским архидиаконом сербом Иваном Плешковичем, автор выступает за приближение живописи к природе, восхищаясь западными мастерами:

Христов или Богородичен образ на стенах и на досках подобно живым пишут, и на листах печатают искусно… и земных царей своих… пишут, и всякие вещи и события в лицах представляют и как живых изображают.

В том числе считал необходимым применение в иконописи светотени. В первые обоснованно употребляет термин «живописание» (живопись). Выступал против символики аллегорических изводов, принятых в XVI веке. Иосиф Владимиров считал, что далеко не все святые были «смуглы и скудны», наоборот, многие из них при жизни были «благообразны», а иные после смерти просвещались лицом «паче солнца». Традиция же написания тёмных икон идёт от того, что древние иконы, яркие и «светоносные» изначально, подверглись воздействию времени. Считал, что иконописец несёт личную ответственность за свои работы и должен ставить подпись. Необходимо ввести профессиональное обучение живописцев, в том числе рисованию с натуры, чтобы оградить народ от икон ремесленного уровня, на которых в крайних случаях святые «и не походили на человеческий образы, но на диких людей обличием подобие наморано», которые «неуки человеки и невежди по своим волям марают неистове и зловидно». Также призывал художников к нравственному самосовершенствованию.

Послание сохранилось в пяти списках XVII—XIX веков.

Сохранившиеся произведения

Документированные:

  • Сошествие Святого Духа на апостолов. 1666 г. Москва, церковь Троицы в Никитниках, местный ряд иконостаса. Инв. И VIII 80013, 1598. 105х62 см.

Приписываемые:

  • Рождество Христово. 1626 г. ГРМ. Из собрания Н. П. Лихачёва.
  • Богоявление. 1626 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 1101. 22,9х17,9 см. Из собрания Н. П. Лихачёва.
  • Благовещение. 1626 г. Из собрания И. В. Стрелкова.
  • Принесение честные ризы. 1627 г. ГМЗМК. Благовещенский собор.
  • Иконостас соборной церкви. Частное собрание в Москве.
  • Круг Иосифа Владимирова. Рождество Христово. Сер. XVII в. ЯХМ. Инв. И-109. 122х102 см.
  • Богоматерь Владимирская, с 18 клеймами Сказания о Темир-Аксаке. Середина XVII в. ЯМЗ. Из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.
  • Исцеление слепого. 1650-е гг. Москва, церковь Троицы в Никитниках, праздничный ряд иконостаса южного придела.
  • Спас Вседержитель на троне. 1650-е гг. Там же, местный ряд иконостаса.

Сочинение

  • Послание некоего изуграфа Иосифа к царёву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу / вступит. ст. и комментарии Е. С. Овчинниковой // Древнерусское искусство. XVII век. — М., 1964. — С. 9—61.