Адам и Ева
И. Босх. |
Я. Ван Эйк. |
Я. Ван Эйк. |
В Библии не дается никакой характеристики прародителей человечества. Мы не знаем, были ли они прекрасны, добры, глупы, злы — знаем только скупую хронику прегрешения и наказания. Несмотря на такую немногословность Священного Писания, без образов Адама и Евы европейское искусство немыслимо. Основываясь на изображениях первых людей, можно составить историю европейской живописи от средних веков до наших дней. Каждая эпоха отражалась и на характере, и на внешности наших далеких предков.
Одно из самых знаменитых произведений гениального нидерландского художника XV века Яна ван Эйка — огромный «Гентский алтарь», на многочисленных створках которого перед зрителем предстает изображение Рая. Среди святых, праведников, пророков, ангельских хоров, небесного воинства на двух боковых створках изображены и прародители. Скорее всего ван Эйк рисует нам картину Рая грядущего, а не Рая утерянного, судя по тому, что его населяют персонажи всей человеческой истории. Но это неважно — ведь время после Страшного Суда не похоже на наше земное, в нем содержится и то, что было, и то, что будет. Адам и Ева предстают такими, какими их создал Господь до грехопадения.
Фигуры первых людей — единственные обнаженные фигуры в произведении ван Эйка. Как будто после тысячелетий мытарства они снова вернулись к первоначальной простоте и чистоте. На первый взгляд кажется, что они изображены в момент грехопадения, но это не так. Плод в руке Евы — не яблоко, в обретенном Раю Адам и Ева никогда не ослушаются Творца, и никогда не будет нарушено вечное блаженство, наступившее после Страшного Суда.
Ван Эйк изображает первых людей такими, какими они должны были быть, если б не дьявол. В их телах нет идеальности античных обнаженных. Они просты и обыденны, но в то же время величественны. Адам и Ева ван Эйка в первую очередь люди, но первые из людей, от них произойдут и грешники, горящие в аду, и праведники, населяющие Рай. Они совершили преступление, но все же остались творением Божиим, согрешившие раз, они потом искупили свой прех и были причислены к сонму праведников.
Соблазненная Ева, оправданная ван Эйком, соблазняла, однако, не одного Адама, но и многих художников, сделавших ее символом не могущества Божьего, но дьявольских прелестей.
В картине другого нидерландского художника, Иеронима Босха, сюжет «Сотворение Евы» занимает одну из створок триптиха, носящего название «Сад наслаждений». На створке перед нами предстает картина первого Рая. Адам, проснувшийся после божественной операции, с несколько комичным удивлением смотрит на свою новую подругу. Кроме первых людей в Раю живут только животные, и Босх терпеливо изображает различных птиц и зверей, от заурядной утки до фантастического единорога.
Кажется, что это типичный сюжет сотворения Евы, но в картине множество странностей. Прямо у ног Евы как будто разверзлась бездна, кишащая уродливыми тварями. Центр занимает странный и страшный фонтан, в котором сидит сова — символ мрака. Из пруда, окружающего фонтан, выползают различные чудовища, похожие на дьяволов из других картин Босха.
Что же все это значит? Есть два намека на объяснение: за спиной Евы изображено семейство кроликов, символизирующее плодовитость и порочность, и на первом плане мы видим кошку, несущую в зубах мышь. Кошка и мышь часто изображались у ног первых людей, в раю не было греха и не было убийства. Но стоит Еве надкусить яблоко, как кошка прыгает на мышь. Невинная кукольная фигурка Евы с золотыми волосами таит в себе бездны греха и порока: с ней в мир войдет бесконечная карусель плотских наслаждений, ведущая человечество в ад. Остальные части триптиха Босха изображают отчаянно веселящихся грешников и пламя адского огня.
Ж. Кузен. Ева - первая Пандора
У Евы Босха хотя бы невинный вид. В картине французского художника Жана Кузена, в сладострастной лежащей обнаженной мы ни за что бы не узнали жену Адама, если бы не надпись «Eva prima Pandora», что значит «Ева первая Пандора». Пандора, согласно греческому мифу, прекрасная женщина, сотворенная по воле Зевса в наказание людям. Прекрасная, но глупая и любопытная, она оказалась виновницей всех бед, так как из любопытства открыла волшебный сосуд, куда Прометей собрал все невзгоды, угрожавшие человеку. С тех пор болезни, раздоры, войны, засухи и т.п. мучают насчастное человечество.
Объединившись с древнегреческой красавицей, Ева превращается в символ обманчивого и опасного наслаждения. Притягательная, соблазнительная, она окружена мрачными символами: одну ее руку обвивает змея — символ дьявола, другой она опирается на череп — символ смерти. Ведь именно она принесла смерть человеку. Она же и даровала ему жизнь.
Р. Феттина. Ленин и Ева со змием
Наш современник, берлинский художник Райнер Феттинг, переносит Еву в Новый Рай — на улицу большого города. Ева, похожая на танцовщицу из стриптиза, привязана к карликовой фигуре Ленина. Что содержится в этой аллегории? Адам ли Ленин, или Бог Саваоф, или Вельзевул? Скорее всего просто причудливая фантазия постмодернизма, объединяющего Библию с революцией.
Картина Феттинга 80-х годов нашего века пока последний этап пути, пройденного матерью человечества за 600 лет европейской живописи, — от праведницы ван Эйка до проститутки из ночного клуба.
(Аркадий Ипполитов)