Антология
Антология (др.-греч. ἀνθολογία, дословно «собрание цветов, цветник») — собрание литературных текстов сравнительно небольшого объёма (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных разными авторами. В антологии могут объединять тексты по жанровому, тематическому, формальному или какому-то иному признаку либо представлять наиболее значительные и показательные, с точки зрения составителя, произведения.
- Обучение Богоматери
- История Фаэтона
- Изгнание из рая
- Мистическое рождество
- Прощание Гектора с Андромахой
- Аполлон и Дафна
- Адам и Ева
- Сотворение мира
- Брисеида и Фетида
- Встреча Марии и Елизаветы
- Нарцисс
- Встреча Авраама и Мелхиседека
- Рождество
- Битва при кораблях
- Юпитер и Каллисто
- Ноев Ковчег
- Посольство
- Обручение Марии
- Восстание гигантов
- Золотой век
- Смерть Адама
- История Кадма
- Четыре Евангелиста
Что такое антология?
АНТОЛОГИЯ (греч. — выбор цветов) — первоначальное название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии. Из таких сборников одним из древнейших и первым по богатству и разнообразию содержания является сборник, составленный поэтом Мелеагром из Гадары (в Сирии) в I в. до христ. эры и названный им «Stefanos» (Венок). В него вошли, вместе с произведениями самого Мелеагра, песни, элегии и эпиграммы сорока греческих поэтов, начиная от классиков VII в. до христ. эры и кончая современниками составителя. «Венок» Мелеагра послужил образцом для всех последующих А. По примеру греческой А., это название перешло и к сборникам латинской поэзии, а также применяется и к собранию стихов в восточных литературах. Из латинских А. дошли до нас сборники поздних латинских поэтов в рукописях VI-XIV вв. Из них наиболее известна парижская рукопись, составленная в Африке в VI в. Первым издателем латинской А. был Иосиф Скалигер (Лейпциг, 1573). В первой половине XIX в. под А. разумели сборник античной поэзии. Дворянская литература того времени изобиловала подражаниями этой поэзии. Отсюда возникло понятие антологической поэзии, к-рое развил Белинский (Полн. собр. сочин. Под редакцией С. А. Венгерова, т. VI, ст. «Гёте, Римские элегии»). Сущность этой поэзии он видел «не столько в содержании, сколько в форме и манере». Отличительными признаками антологического стихотворения, по его мнению, являются: «простота и единство мысли, способной выразиться в небольшом объеме, простодушие и возвышенность в тоне, пластичность и грация формы». «Антологическая» поэзия была у нас в большом ходу в первой половине XIX в. (Батюшков, Пушкин и поэты «Плеяды»). Впоследствии она возродилась у Фета, Щербины и Аполлона Майкова, а затем у символистов, особенно у Вяч. Иванова. В настоящее время слову «А.» придается широкий смысл, означающий название вообще всякого сборника избранных произведений литературы как античной или восточной, так и современной, будь то проза или стихи, или изречения, афоризмы, мысли и т. п., так что под это название может подойти любая хрестоматия или «Чтец-декламатор». Появление А. нередко служит признаком упадка литературного творчества, как было напр. в античной поэзии. Спрос на А. в наше время объясняется главным образом потребностью ознакомления широких читательских масс с итогами литературы по образцам вследствие невозможности полностью охватить ее колоссальный объем.
(Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.)