Встреча Авраама и Мелхиседека

(Ветхий Завет)

Дирк Веллерт. Авраам у фараона

Дирк Веллерт. Авраам у фараона

После разрушения Вавилонской башни человечество рассеялось по земле и превратилось в совокупность наций, каким и остается по сей день. За рассказом о Вавилонской башне в Библии следует длинный перечень всяких потомков Сима, сына Ноя, лишенный каких-либо характеристик. Вдруг, без каких бы то ни было причин, Господь, а вместе с ним и библейское повествование, останавливает свое внимание на Аврааме, сыне Фарры.

Двенадцатая глава Бытия начинается словами: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». «Указания» Господа Авраму совпадают со словами Иисуса, сказанными апостолам: «Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф., 10, 35—37).

Избранность Авраама, забывшего отца ради Господа, обеспечила избранность всего народа, произошедшего от него. Иоанн Креститель взовет в своей проповеди: «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму...», — пытаясь убедить евреев не кичиться делами отцов. Дела первого еврея были вписаны в Священную историю, и поэтому изображения жизни Авраама занимали свои места в храмах рядом со сценами из жизни Спасителя. Знание и почитание истории еврейского народа мирно уживалось с ненавистью к тем, «кто нашего Христа распял».

Рафаэль. Авраам и Мелхиседек

Рафаэль. Авраам и Мелхиседек

Аврам (а не Авраам — так как это имя ему дал Господь позже, во время заключения Завета с ним) честно отправился в указанную Богом землю, Ханаан, но нашел ее неплодной и сразу же отправился в Египет. Зная любвеобилие фараона, Аврам еще по пути в Египет подумал, что его жена Сара хороша собой и что фараон обязательно ее заберет, а его, Аврама, убьет. Поэтому муж и жена договорились называть друг друга братом и сестрой. Все произошло так, как Аврам и предвидел, и благодаря его мудрости «И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды».

Все бы и было так хорошо, «но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову». После этого фараон дружески попенял Авраму за его обман, вернул ему жену и отправил восвояси. Момент, когда фараон выговаривает Авраму, изобразил на своем рисунке для витража нидерландский художник XVI века Дирк Веллерт. С наивным прямодушием нидерландец переносит эту историю божественного сутенерства на церковные окна, нимало не смущаясь неблаговидной ролью праведника.

Ян ван Скорел. Авраам и Мелхиседек

Ян ван Скорел. Авраам и Мелхиседек

Не дела Аврама, а его вера была главным его достоинством, и апостол Павел в «Послании к римлянам» говорит: «...поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Благочестие Аврама было образцом для подражания, и его история переживалась как образец истории вообще, так что каждый нидерландец воспринимал родоначальника еврейского народа как своего близкого предка.

Самым важным событием жизни Авраама для церкви стала встреча Авраама и Мелхиседека. После возвращения Авраама из Египта он оказался втянутым в различные междуусобицы. Во время царских войн племянник Аврама Лот попал в плен к царю Кедорлаомеру. Аврам, узнав об этом, вооружил своих рабов, победил царя и вернул Лота и все его имущество. Когда он возвращался с победой, «...Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего.

И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли;

И благословен Бог все-вышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Нетрудно заметить, что в этих словах Библии рисуется образ взаимоотношений церкви и светской власти.

Рубенс. Встреча Авраама и Мелхиседека

Рубенс. Встреча Авраама и Мелхиседека

Мелхиседек, священник Бога всевышнего, приносит Аврааму вино и хлеб — прообраз Святого Причастия. Авраам отдает «десятую часть всего» — добровольная жертва послужила поводом для установления церковной десятины. Столь прозрачные соответствия сделали встречу Авраама и Мелхиседека необычайно популярной в католической живописи. На рисунке Яна ван Скорела Мелхиседек изображен в одеянии епископа, и хлебец, который он протягивает коленопреклоненному Авраму, является прямым намеком на причастие.

Во фреске Рафаэля события трактуются более близко к библейским текстам, но любой современник читал в ней намек на величие римской церкви.

В картине Рубенса встреча Авраама и Мелхиседека перегружена парчовыми одеждами, дорогой утварью, благородными старцами и пышным орнаментом. Скромному событию в библейской долине придан размах величественной мессы иезуитского барокко.

Веласкес. Сдача Бреды

Веласкес. Сдача Бреды

«Сдача Бреды» Веласкеса считается первым историческим полотном, изображающим современное событие в современных костюмах. У Веласкеса нет крылатых Гениев, попранных Пороков, Слав с трубами, Добродетелей с венками — непременных участников подобных сцен. Отсутствие аллегорий давало повод писать о чуть ли не будничном реализме Веласкеса. Но при сопоставлении «Сдачи Бреды» с картиной Рубенса становится заметным, что Веласкес, изображая эпизод войны голландцев и испанцев, заимствует хорошо ему известную схему «Встречи Авраама и Мелхиседека» для того, чтобы подчеркнуть «благородство» момента, когда уважающие друг друга противники по-рыцарски воспринимают и победу и поражение. Функции Мелхиседека выполняет испанский военачальник маркиз Спинола, что соответствует идее битвы испанцев за подлинную веру. Как в Библии указывались намеки на современные события, так и восприятие современности зависело от библейской истории.

(Аркадий Ипполитов)