Посольство
Этрурия V в. до н.э. Химера из Ареццо
В "Иллиаду" время от времени вкрапляются истории, не связанные с основным текстом повествования, но составляющие отдельные сюжеты, позже разработанные в мировом искусстве. Одним из таких сюжетов является рассказ о герое Беллерофонте.
В VI песне, описывающей очередную битву между троянцами и ахейцами, есть сцена в духе куртуазных рыцарских романов. Диомед, герой, отличающийся довольно вспыльчивым нравом, вдруг видит среди враждебных воинов Главка, сына Гипполоха. Остолбенев от красоты и мужества воина, Диомед обращается к нему с длинной речью, пытаясь узнать, бог или смертный перед ним. Любезный Главк так же длинно отвечает ему, начиная необычайно демократично:
Сын благородный Тидея, почто вопрошаешь о роде?
Листьям в дубравах древесных - подобны сыны человеков:
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают;
Так человеки: сии нарождаются, те погибают.
После этого он рассказывает историю своего предка Беллерофонта. Небольшой рассказ стал необычайно популярен в литературе и музыке XVII — XVIII веков. Беллерофонт, «коему щедрые боги красу и любезную доблесть в дар ниспослали», подвергся преследованиям царя Прета. Повторилась распространенная ситуация: жена Прета возжелала Беллерофонта и, не достигнув своей цели, оклеветала его перед мужем. Прет посылает Беллерофонта к ликийскому царю, снабдив знаками, по которым ликиец должен был понять, что Беллерофонта надо убить.
П.П.Рубенс. Беллерофонт
Юноше дается заведомо невыполнимое задание — ему предписано уничтожить Химеру, страшное чудовище, соединяющее в себе льва, козу и дракона. С помощью богов, подаривших Беллерофонту крылатого коня, герой побеждает Химеру.
Битва Химеры и Беллерофонта — это битва новых олимпийцев, светлых и прекрасных, с остатками древних божеств. Как и Геракл, Беллерофонт очищает землю от ужасающих порождений первобытной фантазии. Памятником одной из фантазий стала этрусская скульптура, изображающая Химеру, так называемая «Химера из Ареццо». Чудовище в трактовке древнего ваятеля как будто приготовилось к защите от невидимого героя на крылатом коне. Через два тысячелетия Рубенс так и изобразит эту сцену: по-барочному тяжелый Беллерофонт низвергается на ощетинившуюся Химеру, чей оскал напоминает об этрусской прародительнице, хотя фламандский живописец никогда не видел «Химеру из Ареццо».
Б.Вест. Диомед, останавливаемый богами
В живописи крылатый конь Беллерофонта часто сливается с его родичем Пегасом. Пегас родился из крови Медузы , после того, как она была убита Персеем, и стал символом поэтического вдохновения, спутником Аполлона. Этих двух знаменитых коней часто путали. Персей, освобождающий Андромеду, изображался верхом на крылатом коне, напоминая Беллерофонта. Коня Беллерофонта часто даже называли Пегасом. Картина французского символиста XIX века Одилона Редона «Пегас и дракон» — пример такого смешения. Редон не следует тексту какой-либо легенды, но соединение чудовища и крылатого коня намекает на историю Беллерофонта. Белый крылатый конь Редона, символ поэтического вдохновения, вздыбился перед чудовищем, порожденным землей. Так в XIX веке замыкается круг: герой Беллерофонт, символ новой культуры олимпийцев, очищал землю от первобытной нечисти древних религий, а Пегас Одилона Редона становится символом новой религии чистого искусства.
О. Редон. Пегас и дракон
Любезно выслушав историю происхождения Главка, Диомед, порешив не встречаться с ним на поле боя, уносится дальше на своей колеснице. Ярость Диомеда не в силах остановить даже боги. Он уже прославился схваткой с Аресом и Афродитой, он сразился с Аполлоном и теперь, когда Зевс решил даровать победу Гектору по просьбе Фетиды, не слушая богов, рвется в битву. Когда Диомед пытается отомстить Гектору, Зевс, чтобы остановить его, бросает перед его колесницей молнию.
Этот редкий сюжет изображает Бенджамин Вест, вообще большой любитель редких сюжетов из «Илиады». В картине, типичном примере героики неоклассицизма, как будто предвосхищен романтизм: конь с развевающейся гривой словно написан Делакруа или Жерико.
О. Энгр. Послы Агамемнона у Ахилла
Зевс даровал троянцам победу для того, чтобы греки почувствовали, как плохо им без Ахилла. Греки это почувствовали и снарядили к Ахиллу посольство, предлагая ему всяческие блага за возвращение на поле боя. Этому событию посвящена целая глава «Посольство» и множество картин начала XIX века, т.к. сюжет стал годовым заданием на конкурсе При де Ром во Французской академии художеств. Выиграл этот приз, дающий право на стажировку в Риме, Жан Огюст Доминик Энгр.
Сознательно или нет, Энгр представляет посольство как сконфуженную толпу именитых мужей, вынужденных заискивать перед юношами — Ахиллом и его товарищами. Подчеркнуто молодой Ахилл сидит перед стоящими послами, и его раскованная поза противопоставлена напряженности группы ахейских вождей. Расслабленно-ироничный Патрокл с чуть пробивающейся бородкой покровительственно смотрит на незадачливое посольство. На заднем плане мирно играют воины Ахилла, как будто они в гробу видали всю эту Троянскую войну. Можно сказать, что у Энгра юность выигрывает без боя, торжествуя безоговорочно и бесповоротно.
Эта коллизия по-своему повторилась в жизни. Как известно, учитель Энгра, знаменитый Давид, получил свой При де Ром только с третьей попытки, в то время как Энгр блестяще выиграл конкурс с первого раза, будучи столь же юным, как Ахилл.
(Аркадий Ипполитов)