СТРОИТЕЛЬСТВО НОЕВА КОВЧЕГА - Антология

Строительство Ноева Ковчега

(Ветхий Завет)

Иост Амман. Ноев Ковчег

Иост Амман. Ноев Ковчег

В мировой мифологии существует бесконечное количество вариантов сказаний о потопе. Скорее всего они основаны на каком-то реальном событии, которое потом по-разному интерпретировала фантазия древних. Чаще всего потоп насылали боги, не видя возможности как-то по-другому исправить пороки людей.

В библейской версии потоп вызван не столько пороками человечества, сколько угрозой возрастающего могущества людей. Так как жены человеческие были красивы, сыны Божий входили к ним, и от этих браков произошло на свет поколение исполинов, возомнивших себя богами. В Библии сказано: «Это сильные, издревле славные люди». Именно они и были уничтожены потопом.

Дирк Барентс. Грешники перед потопом

Дирк Барентс. Грешники перед потопом

У современного читателя это гордое и прекрасное племя вызывает невольное сочувствие. Легкое сожаление о погибших сынах Божиих противоречит подлинно религиозному чувству, но это сожаление было свойственно и художникам XVI века. На гравюре Иоганна Заделера с картины Дирка Барентса изображено времяпрепровождение библейских исполинов, очень похожее на нидерландское представление о вакханалиях или пире богов. На первый взгляд кажется, что и на этой гравюре изображен античный сюжет, но на заднем плане мы видим Ковчег и начинающийся ливень. Нагие красавцы и красавицы, услаждающие себя музыкой и вином, забыли Бога и Божьи заветы, в ослеплении своем не чувствуя близкой гибели.

Гравюра «Грешники перед потопом» — парная к другой гравюре Заделера: «Грешники перед Страшным Судом». Вместо обнаженных антикизированных фигур там пируют голландцы в современных одеждах, в то время как за ними полыхает разверзшаяся геенна огненная, готовая поглотить беспечных гуляк.

Дж. Б. Кастильоне. Животные входят в Ноев Ковчег

Дж. Б. Кастильоне. Животные входят в Ноев Ковчег

Таким образом, «сильные, издревле славные люди» ассоциировались в XVI веке с язычниками, с древними греками и римлянами. В свою очередь античность понималась как мифологический Золотой век, воспетый Овидием, Гесиодом и Вергилием. На картине другого фламандца, Паоло Фьямминго, довольно откровенно изображены счастливые нравы Золотого века, очень близкие к нравам грешников перед потопом. «Золотой век» — это мечта о счастливом прошлом, но мечта греховная. В море, видном в просвете между деревьями, должен появиться Ноев Ковчег... и разверзнутся хляби небесные, и потоки поглотят любовные пары в назидание человечеству, а неблагодарное человечество все будет мечтать об утерянном блаженстве вплоть до Страшного Суда.

Только одного человека Бог нашел достойным спасения. О нем в Библии сказано немного: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом». Благодаря Ною чести быть спасенными удостоились и его три сына, и супруга, и жены сыновей — всего - восемь человек. Для спасения Бог велел Ною построить огромный Ковчег, точно указав его размеры, материал и конструкцию. В Ковчег должны были, быть взяты «из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут».

Паоло Фьямминго. Золотой век

Паоло Фьямминго. Золотой век

Атеисты, пытавшиеся высмеять Библию, вроде Таксиля, писали о нелепости библейского рассказа: в Ковчег шириной в пятьдесят локтей и высотой в тридцать локтей абсолютно невозможно вместить всех представителей земной фауны. Замечание глупое и антинаучное: если даже Воланду удалось вместить в квартиру № 50 по Садовой 302-бис всю Вальпургиеву ночь, то уж Господь с легкостью вместит всю земную тварь в ореховую скорлупу.

Ибо не какой-нибудь кораблик — Ноев Ковчег, а образ мира Господня, как Церковь — Ноев Ковчег Нового Завета, который может вместить в себя всех праведников и спасти их во время Страшного Суда.

Это очень хорошо понимали художники, изображавшие Ноев Ковчег. Правда, Иост Амман, немецкий художник XVI века, несколько дерзко пытается подправить текст Библии. Его Ноев Ковчег выглядит грандиозным, и создается впечатление, что на этом броненосце и вправду могут расположиться толпы животных со всего света. Чудо пропадает, уступая место занимательности.

Адриан ван Ньюландт. Ноев Ковчег

Адриан ван Ньюландт. Ноев Ковчег

То же самое можно сказать и об изображении Адриана ван Ньюландта. Голландец середины XVII века использует библейский сюжет для того, чтобы показать множество разнообразных экзотических тварей, собранных вместе. Львы, лошади, верблюды, носороги, страусы и даже фантастические единороги, встав в пары, как примерные школьники, входят в фантастический барак, построенный Ноем. Судя по примерности поведения, среди животных тоже были отобраны только праведники. Со свойственной голландцам реалистичностью Нойланд третьему ярусу Ковчега придает вид птичника. В Библии сказано, что в Ковчеге должно быть три яруса, и это соответствует трехчастному делению мира. Голландец «одомашнивает» библейский символизм, и Ковчег — библейская модель мира — становится похож на уютные голландские жилища.

Гравюра итальянца Кастильоне, тоже созданная в XVII веке, подчеркивает как раз чудо спасения. Вместо огромного сооружения Ной приглашает животных войти в утлую лодочку, в которую и овца-то влезет с трудом. Однако в ней может поместиться вся Вселенная, и если кто усомнится в этом, то будет подобен смеявшимся над Ноем и не верившим ему. Тем, кто погиб в водах потопа, как погибнем и мы, если не будем совершенствовать нашу бессмертную Душу, Ковчег, данный Богом, чтобы спастись во время Страшного Суда.

(Аркадий Ипполитов)