Рождество

(Новый Завет)

Хуго ван дер Гус. Рождество

Хуго ван дер Гус. Рождество

25 декабря весь мир празднует Рождество Христово.

В Евангелии нет точной даты рождения Господа, и после долгих споров и разногласий отцы церкви отсчитали девять месяцев от 25 марта — принятой даты Благовещения и установили точные сроки праздника. Споры длились долгое время, и очень часто предлагалось 6 января, праздник Епифании, но уже Иоанн Златоуст отмечает именно 25 декабря. Празднование Рождества Христова сместилось в русской традиции из-за несовпадения календаря, что продолжилось в современном летосчислении, и православные празднуют Рождество 7 января. Относительно года нет никаких сомнений. Рождество произошло за шесть дней до начала первого года нашей эры.

Джорджоне. Поклонение пастухов

Джорджоне. Поклонение пастухов

Евангелие в нескольких словах рассказывает о родах Марии. «Когда же они были там, наступило время родить ей.

И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице». Дальше Лука повествует о том, как ангелы явились пастухам и пастухи пришли поклониться Младенцу. Сцена, описанная в Евангелии, проста и незатейлива. В то же время рождение Господа нашего Иисуса есть Воплощение Бога на земле, установление Царствия Небесного. С маленьким младенцем в мир вошел Рай во всем его великолепии, во всей его небесной красоте, и самые пышные соборы, воздвигнутые в честь этого события, — лишь слабый намек на сияние мира небесного.

Задача примирить евангельское повествование и роскошь церковной литургии стояла перед художниками, изображавшими Рождество. Самым удивительным примером решения этих противоречий стала картина Грюневальда «Вочеловечивание Сына Господня».

Рембрандт. Благовещение пастухам

Рембрандт. Благовещение пастухам

В христианстве существовало две точки зрения на роды Девы Марии. Одни утверждали, что Дева родила в муках, и видели в этом предсказание грядущих страстей Христа. Другие утверждали, что рождение происходило чудесным путем и не имело ничего общего с человеческими страданиями. Последняя точка зрения восторжествовала, и в Рождестве Мария предстает прекрасной и полной сил, ничем не напоминая простых рожениц.

Сам акт рождения изобразить очень трудно, поэтому почти все художники избирали момент, когда к Марии пришли пастухи поклониться Младенцу. Картина Грюневальда уникальна, так как она посвящена именно акту рождения Господня. В сцене отсутствуют привычные этнографические детали Рождества: ясли, хлев, бык, осел. Нет даже св. Иосифа Все посвящено только Деве Марии. С небес на фигуру Девы спускается сноп света, и в его лучах растворены фигура Бога Отца и сонм ангелов. Свет является персонификацией Святого Духа, и его поток объединяет горний небесный мир и Младенца на руках Богоматери. В правой части картины возникает странное видение — причудливый храм, наполненный херувимами. Впереди ангельского оркестра в огненном ореоле изображена коленопреклоненная дева. Она протянула молитвенно сложенные руки к Деве Марии с Младенцем на руках. Население храма фантастично, но взгляды божественных созданий устремлены к «реальному» миру Девы Марии. Райские создания с почтением созерцают приметы быта: колыбель, ночной горшок, таз с полотенцем. Реальный мир грезится миру идеальному.

Корреджо. Святая ночь

Корреджо. Святая ночь

Объяснением этой двойственности становится прозрачный стеклянный кувшин на ступенях храма. Невинность Девы Марии уподоблялась сосуду с чистейшей влагой, и в данном случае носик кувшина, как дорожный знак, показывает, что Дева с Младенцем и Дева на ступенях храма суть одно и то же. Мария, земная мать, была выбрана Господом для своего Воплощения, и этим она уподобилась Церкви, выбранной Господом как место Его присутствия на Земле. В одно и то же время Мария присутствует в реальной жизни и в небесных сферах, как и Церковь, где земное богослужение есть воплощение Царствия Небесного.

Около Марии расцвел куст роз. Красная роза — символ грядущих страданий Богоматери. Появление роз в декабре необъяснимо, если не учесть, что весь сад вокруг Марии представляет собой horti conclusus, вечнозеленый сад, символ избранности Девы.

Грюневальд. Рождество

Грюневальд. Рождество

В картине Грюневальда нет места реальному декабрю. Рождество утопает в райском свете и похоже на ослепительное пламя. Хуго ван дер Гус, нидерландский художник XV века, пронизывает свою картину ощущением холода. Персонажи разбиты на разобщенные группы, и сложный ритм, их объединяющий, похож на холодный ритм минималистской музыки.

Хуф ван дер Гус традиционно объединяет Рождество и Поклонение пастухов. В Евангелии от Луки сказано:

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим».

Гравюра Рембрандта буквально иллюстрирует эти слова. Пастухи в испуге разбегаются, увидев Небесное воинство.

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям.
Ибо нынче родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Рождество наполняет все сердца умилением и радостью. Для многих поколений воплощением этого умиления была «Святая ночь» Корреджо. При всем различии художественного языка Корреджо очень близок Грюневальду. Главным в его картине становится свет, объединяющий сияние ангелов и сияние, исходящее от тела Младенца в яслях.

Каждый год 25 декабря, лишь только появится первая Вифлеемская звезда, пастухи спешат к Яслям. И мы вместе с ними.

(Аркадий Ипполитов)