Философия Ренессанса
Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Но понимание того, что такое античность, у людей XIV–XV вв. было несколько искаженным. Это неудивительно: целое тысячелетие отделяло их от момента падения Рима, и почти два – от времени расцвета древнегреческой демократии. Все же сущность философии эпохи Возрождения – антропоцентризм – была почерпнута из античных источников и отчетливо противопоставлялась средневековому аскетизму и отвлеченной от всего мирского схоластике.
Предпосылки возникновения
К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны. К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм. XIV–XV вв. – эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики.
Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.
Основные идеи и базовые принципы
Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.
Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития философской мысли, и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их.
Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.
Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:
- Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.
- Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.
- Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.
- Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).
Периодизация
Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода.
- Гуманистический - середина XIV – первая половина XV в. Ознаменовался поворотом от теоцентризма к антропоцентризму.
- Неоплатонический – вторая половина XV – первая половина XVI в. Связан с переворотом мировоззренческих установок.
- Натурфилософский – вторая половина XVI – первые десятилетия XVII в. Попытка внести коррективы в устоявшуюся и одобренную Церковью картину мира.
Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как:
- Политическое (развивалось в неоплатонический период), для которого характерен поиск сущности и природы власти одних людей над другими.
- Утопическое. Социальная философия эпохи Возрождения (совпадает по времени со вторым и третьим периодами) в чем-то сходна с политическим направлением, но в центре поиска стояла идеальная форма сосуществования людей в рамках города и государства.
- Реформационное (XVI–XVII вв.) – направлено на поиск путей реформирования Церкви в соответствии с новыми реалиями, сохранение духовности в жизни человека, неотрицание главенства морали над наукой.
Общая характеристика периодов
Сегодня термин «гуманизм» приобрел несколько иное значение, чем в эпоху Ренессанса. Под ним понимают защиту прав человека, толерантность, благотворительность. Но для философов Возрождения это понятие, прежде всего, означало, что в центре философского поиска оказывается не Бог или божественная природа, а человек и его земная жизнь.
Таким образом, если суммировать кратко, философию средневековья и эпохи Возрождения - это разные явления. Они интересовались диаметрально противоположными вопросами и не могли сосуществовать бок о бок.
Первые идеологи
Первыми проводниками гуманистических идей стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо. Их произведения по-разному, но вполне отчетливо утверждали антропоцентризм философии эпохи Возрождения, то есть центральное место человека в картине мироздания.
Гуманизм распространялся поначалу не с университетской кафедры, а в частных беседах в кругу вельмож и аристократов. Схоластика была уделом масс, вернее тех, кто управлял массами, официальной доктриной, а гуманизм – философией для избранного узкого круга интеллектуальной элиты.
Полярные точки - философия средневековья и эпохи Возрождения. Кратко представить это можно в утверждении, что именно первые философы Возрождения создали утвердившийся на века образ темного средневековья как мрачного сна человечества. Они же стали обращаться к античным сюжетам и образам для иллюстрации своих идей. Задачу философии гуманисты видели в возвращении к «золотому веку» - античности, а для этого они развернули деятельность, направленную на популяризацию античного наследия – перевод на благородную латынь и даже народные языки сохранившихся образцов древнегреческой трагедии и комедии. Принято считать, что первые аннотированные переводы древних текстов, сделанные в XV–XVI вв., положили начало современной филологической науке.
Данте Алигьери – яркий представитель периода гуманизма
Для характеристики гуманистического периода в истории философии Возрождения нельзя не остановиться подробнее на биографии такой знаковой для него фигуры, как Данте Алигьери. Этот выдающийся мыслитель и поэт в своем бессмертном произведении «Божественная комедия» сделал человека центральной фигурой повествования. Это тем более интересно, что в остальном картина мира оставалась такой же, как в Средние века, - устои Церкви и постулат о божественном провидении пока не были затронуты. Но все же в «Божественной комедии» детально и обстоятельно прорисована карта христианского загробного мира. То есть человек вторгся в область божественного провидения. Пусть только в качестве зрителя, неспособного вмешиваться и влиять на ход событий, но человек уже присутствует в божественном круге.
Это творение Церковь оценила очень отрицательно, даже враждебно.
Предназначение человека в миропонимании Данте состоит в самосовершенствовании, стремлении к высшему идеалу, но уже совершенно не в отречении от мира, как это представлялось философам Средних веков. Для того «Божественная комедия» и рисует в красках все перспективы жизни души после смерти человека, чтобы подтолкнуть его к решительным действиям в быстротечной жизни земной. Автор указывает на божественное происхождение человека с единой целью – пробудить его ответственность и жажду к непрестанному обогащению знаниями. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения кратко у Данте нашел свое выражение в «гимне достоинству человека», звучащему в «Божественной комедии». Так, уверовав в высшее предназначение человека на земле, его способность к великим поступкам, мыслитель заложил фундамент для нового, гуманистического учения о человеке.
Развитие идеи в творчестве Франческо Петрарки
Основы гуманистического мировоззрения, очерченные Данте, нашли свое развитие в творчестве Франческо Петрарки. Хотя жанровая направленность его произведений (сонетов, канцонов и мадригалов) разительно отличается от величественного и степенного слога Данте, идеи гуманизма проступают в них с не меньшей отчетливостью. Перу этого поэта принадлежит и ряд философских трактатов: «Об уединенной жизни», «Инвектива против врага», «О своем и чужом невежестве», «О монашеском досуге», диалог «Моя тайна».
На примере Петрарки очень хорошо заметно, что антропоцентризм не оставался только новой выдумкой философов, но приобретал черты мировоззрения, системы культурных ценностей. Он открыто выступал против схоластической доктрины, считая уделом истинного философа изложение собственных мыслей, а не комментирование чужих. А среди философских вопросов Петрарка считал приоритетными те, которые концентрируются вокруг человека, его жизни, внутренних стремлений и поступков.
Основная идея гуманистов - человек имеет право на счастье
Первоначально в произведениях Данте философия эпохи Возрождения (гуманизм) несла в себе призыв к самосовершенствованию, аскетизму и стойкости перед ударами рока. Но ее последователь первой половины XV в. - Лоренцо Валла - пошел дальше и призывал уже к активным действиям для борьбы за свои идеалы. Среди античных философских школ он больше всего симпатизировал эпикурейцам – это заметно в диалогах «О наслаждении» и «Об истинном и ложном благе», в которых он противопоставляет последователей Эпикура и стоиков. Но стремление к греховным наслаждениям, характерное для эпикурейцев, здесь обрело иной характер. У него идея наслаждения носит чисто этический, духовный характер. Для Лоренцо Валла особенности философии эпохи Возрождения кратко сводятся к твердой вере в безграничные возможности человеческого разума.
Основное достижение философов-гуманистов XIV–XV вв. в том, что они отстаивали право человека на развитие, самореализацию и счастье в реальной земной жизни, а не в обещанной Церковью загробной. Бог мыслился благим и добрым, он олицетворял творческое начало мира. И человек, созданный по образу божьему, единственный среди живых существ, наделенный разумом и деятельным духом, должен стремиться изменить мир и людей вокруг себя к лучшему.
Творческий поиск коснулся не только содержания, но и формы: гуманисты прибегают к чисто светскому жанру стиха, философским трактатам на пример античности придают форму диалога, развивают художественную литературу и возрождают эпистолярный жанр.
Социальное равенство
Социальная философия эпохи Возрождения подрывала устои средневековой общественной иерархии совершенно простой и естественной апелляцией к Святому Писанию: все люди равны в своих правах, ибо равно созданы по образу божьему. Идея равенства всех людей найдет более деятельное участие у философов в эпоху Просвещения, а пока она только декларировалась, но и этого уже было немало после феодального средневековья. Гуманисты не вели спор с Церковью, но считали, что схоласты и демагоги исказили ее учение, а гуманистическая философия, напротив, поможет вернуться к истинной христианской вере. Страдание и боль противоестественны природе, а значит, не угодны Богу. На втором этапе своего развития, начиная с середины XV в., философия эпохи Возрождения кратко интерпретирует на новый лад учения Платона, Аристотеля и школы неоплатоников в соответствии с реалиями Нового времени.
Главные представители идеи социального равенства
Среди мыслителей этого периода особое место занимает Николай Кузанский. Он придерживался мнения, что движение к истине – это бесконечный процесс, то есть постичь истину практически невозможно. Это означает, что человек не в силах созерцать окружающий мир в той мере, в которой это позволяет ему сделать Бог. И понять божественную природу тоже выше человеческих сил. Главные особенности философии эпохи Возрождения кратко изложены в его произведениях «Простец» и «Об ученом незнании», где впервые отчетливо проступает принцип пантеизма, так как единство мира, по Кузанскому, заключено в Боге.
Непосредственно к философии Платона и неоплатоников отсылает читателя трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» Марсилио Фичино. Он, как и Николай Кузанский, был адептом пантеизма, отождествлял Бога и мир в одной иерархической системе. Идеи философии эпохи Возрождения, которые провозглашали, что человек прекрасен и подобен Богу, также не чужды Фичино.
Пантеистическое мировоззрение достигло своего апогея в творчестве Пико делла Мирандолы. Философ представлял, что Бог – это высшее совершенство, заключенное в несовершенном мире. Подобные взгляды уже в начале XV в. явила миру философия эпохи Возрождения. Краткое содержание учения Мирандолы в том, что постижение мира равнозначно постижению Бога, и процесс этот хотя и трудный, но конечный. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога.
Пантеизм. Пьетро Помпонацци
Новая философия эпохи Возрождения, кратко описанная в данной статье, заимствовала аристотелевские принципы, что сказалось в трудах Пьетро Помпонацци. Он видел суть мира в постоянном поступательном движении по кругу, в развитии и повторении. Главные черты философии эпохи Возрождения нашли отклик в его «Трактате о бессмертии души». Здесь автор приводит аргументированные доказательства смертной природы души, тем самым утверждая, что счастливое и справедливое существование возможно в земной жизни и к нему следует стремиться. Так выглядит у Помпонацци кратко философия эпохи Возрождения. Основные идеи, которые он исповедовал, – это ответственность человека за свою жизнь и пантеизм. Но последний в новом прочтении: Бог не только одно целое с природой, он даже несвободен от нее, а потому не несет ответственности за зло, которое происходит в мире, так как Бог не может нарушить предначертанного порядка вещей.
Гимн Эразма Роттердамского
В описании такого феномена, как философия эпохи Возрождения, кратко необходимо коснуться творчества Эразма Роттердамского. Оно глубоко христианское по своему духу, но тем более преподносит человека, и тем больших усилий требует от него. Это дает огромную ответственность в отношении постоянного саморазвития и самосовершенствования личности. Эразм безжалостно обличал ограниченность схоластической философии и феодального уклада в целом, изложив свои идеи на этот счет в трактате «Похвала глупости». В той же глупости философ видел причины всех конфликтов, войн и распрей, которые порицала в самой сущности философия эпохи Возрождения. Гуманизм также нашел отклик в трудах Эразма Роттердамского. Это был своего рода гимн свободе воли человека и собственной ответственности за все дурные и добрые дела.
Утопические идеи всеобщего равенства
Социальные направления философии эпохи Возрождения наиболее ярко воплотились в учении Томаса Мора, точнее в его знаменитом труде «Утопия», название которого стало впоследствии нарицательным. Мор проповедовал отказ от частной собственности и всеобщее равенство.
Другой представитель социально-политического течения, Никколо Макиавелли, в трактате «Государь» излагал свое виденье природы государственной власти, правила ведения политики и поведения правителя. Для достижения высших целей, по Макиавелли, пригодны любые средства. Кто-то осудил его за такую неразборчивость, но он лишь подметил существующую закономерность.
Таким образом, для второго этапа наиболее значимыми вопросами становятся: сущность Бога и его отношение к земному миру, свобода человека и идеалы государственного устройства.
Яркий след Джордано Бруно
На третьем этапе (со второй половины XVI в.) своего развития философия эпохи Возрождения обратилась к окружающему человека миру, по-новому трактуя правила общественной морали и закономерности природных явлений.
Моральным наставлениям посвящены «Опыты» Мишеля Монтеня, в которых на примерах разбираются те или иные нравственные ситуации и содержатся советы по правильному поведению. Удивительно, что Монтень, не отвергая опыт прошлых поколений в области подобной литературы, сумел создать поучение, актуальное и по сей день.
Знаковой фигурой натурфилософии XVI в. стал Джордано Бруно. Автор философских трактатов и научных работ, он, не отрицая божественной природы, пытался постичь суть космогонии и устройства Вселенной. В труде «О причине, начале и едином» философ доказывал, что Вселенная едина (это вообще было центральным понятием его учения), неподвижна и бесконечна. Общая характеристика философии эпохи Возрождения у Джордано Бруно выглядит как сумма идей пантеизма, натурфилософии и антропоцентризма научного поиска. Он утверждал, что природа наделена душой, это явствует из того, что она постоянно развивается. А Бог – это то же, что и Вселенная – они бесконечны и равны друг другу. Цель человеческого поиска – самосовершенствование и в конечном итоге приближение к созерцанию Бога.
Общие выводы
Такой вид приобрела на завершающем этапе философия эпохи Возрождения. Кратко представители ее описали в своих трудах как пробуждение человеческого разума, как освобождение его от мрака непросвещенности и гнета сильных мира сего. Признавалась ценность каждой человеческой жизни. Так может быть описана философия эпохи Возрождения кратко. Представители ее были не только философами, но трудились в области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. Их взоры устремлялись в небо и пантеизм, характерный для предыдущих поколений. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. Краткое описание философии эпохи Возрождения в XVI–XVII вв. включает не только идеи пантеизма и натурфилософские поиски, но и дальнейшее развитие гуманистических взглядов. Период требует от человека постоянного самосовершенствования, ответственности и смелости в поисках смысла земного бытия и божественной природы во всем сущем.
Уже многие десятилетия подлежит исследованию научным миром философия эпохи Возрождения. Общая характеристика кратко представлена в трудах Дильтея Вильгельма, русских историков - Буйчика, Лучинина, Лосева.
(wiki )