Top.Mail.Ru

Елеуса

Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая, милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.

Успение Богородицы

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век).
Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век).

Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλούσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье.

Традиционные иконы

Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.

К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился великий князь Киевский Игорь Ольгович.

Другие изображения

В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.

Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская.

Кроме того, эпитеты «Елеуса» или «Умиление» изредка могут присваиваться разнородным изображениям, отличным от описанных выше иконографических схем.

Икона «Умиление» из Дивеева

Икона «Серафимово Умиление»
Икона «Серафимово Умиление»

В частности, одной из главных святынь Дивеевского монастыря является икона «Умиление» — на ней Богородица изображена без младенца. Икона была главной святыней Троицкого собора монастыря, перед ней молился и скончался Серафим Саровский, отчего её также называют «Серафимово Умиление». Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, помазывал больных. По его завету после его кончины образ был передан саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину. После закрытия монастыря игумения Александра (Траковская) со сестры увезла образ в Муром. После её смерти монахиня Мария (Баринова) с благословения патриарха Пимена передала икону протоиерею Виктору Шиповальникову, а в 1991 году — патриарху Алексию II. С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.