Страстная седмица

Страстная седмица (страсть в ц.-сл.— страдание) (греч. Μεγάλη Εβδομάδα, Великая неделя, Страстная неделя) — последние шесть дней Великого поста, предшествующие Пасхе и следующие за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которых вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа.

В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий понедельник, Великий вторник и т. д., употребляется также эпитет «Страстной».

В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие.

Страсти Христовы (анонимный художник XV века, Нидерланды)

Увеличить. Страсти Христовы (анонимный художник XV века, Нидерланды)

Дни Страстной седмицы

Великий пост состоит из Великой четыредесятницы и Страстной седмицы. Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение. В Страстную седмицу пост особенно строг. Самый строгий пост предписывается в Великую пятницу.

Великий понедельник

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-22), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий вторник

В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников (Мф. 23:1-39), а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), также о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах (Мф. 25:1-13) и талантах (Мф. 25:14-30).

Великая среда

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребренников (Мф. 26:14-16). Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. 26:6-13).

Великий четверг

В Великий четверг христиане вспоминают четыре события:

  • Тайная вечеря (Мф. 26:20-29).
  • Омовение Христом ног ученикам (Ин. 13:3-17).
  • Молитва Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26:36-46).
  • Предательство Иуды (Мф. 26:47-49).

Великая пятница

  • Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя (Мф. 27:1-56).

В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа.

Великая суббота

Воспоминание о погребении Иисуса Христа (Мф. 27:57-60), пребывании Его тела во Гробе (Мф. 27:62-66), сошествии Его душею во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью[8]. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

Славянские традиции

В народе эта неделя имела множество названий — рус. Красная, Червоная, Великая, Святая неделя, укр. Білий тиждень, Чистий тиждень, белор. Русальная неделя.

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы. Считалось, что Страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени.