Пётр (митрополит Киевский)

Пётр (митрополит Киевский) (Вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается:

  • 24 августа (6 сентября),
  • 5 (18) октября (Собор Московских святителей),
  • 21 декабря (3 января),
  • третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых).

Святитель Пётр, митрополит Киевский

Митрополит Пётр (икона XV века)
Митрополит Пётр (икона XV века)

Биография

Родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». В 12 лет Пётр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Пётр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединённого места. На реке Рате он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, Пётр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил князь Галицкий Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Пётр принёс в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Икона работы Дионисия, 1480-е годы
Икона работы Дионисия, 1480-е годы

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на кафедру Русской митрополии. Плывшему Чёрным морем Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Пётр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на святителя обвинение перед Патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твёрдого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Измаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличённого им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Пётр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра Иван Калита заложил 4 августа 1326 года в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведёшь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена лишь 4 августа 1327 года, после кончины святителя.

21 декабря 1326 года святитель Пётр умер. Тело его было погребено в стене Успенского собора в каменном гробу, который он сам приготовил.

Почитание

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.

Через 13 лет, в 1339, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.

О нём постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

1 июля 1472, при перестройке Успенского собора, были обретены его нетленные мощи.

Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479; празднование 1 июля было отменено.

Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533—1584) царице Анастасии (1547—1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наёмниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Пётр снова даёт наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христа.

Сохранилось шесть посланий, приписываемых митрополиту Петру.