Леонардо Бруни
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.
(Bruni), прозвище — Аретино (1370 или 1374 — 1444), итальянский гуманист. Отстаивал идею полного развития личности, осуждал аскетизм. Убеждённый республиканец, противник тирании. Автор произведений «История Флоренции» (т. 1—12, 1439), «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки». Секретарь папской канцелярии в 1405, канцлер Флорентийской республики с 1427 по 1444.
Биография
Леонардо Бруни родился ок. 1370 года в Ареццо. Изучал во Флоренции и Равенне сначала юриспруденцию, а потом по совету грека Эмануила Хрисолора занялся во Флоренции изучением классической древности. Занимая с 1405 года должность папского секретаря, он сопровождал в 1415 году папу римского Иоанна XXIII на Констанцский собор. После низложения этого папы (антипапы), Бруни вернулся во Флоренцию, где принял участие в делах республики. Своим сочинением «Historiarum Florentinarum libri XII» (Страсбург, 1610), которое, по приказанию правительства республики, Донато Аччиайуоли перевёл на итальянский язык (Венеция, 1473), он заслужил право гражданства во Флоренции и впоследствии был государственным секретарём республики.
После его смерти Флоренция и Ареццо соперничали за право почтить своего достойного гражданина устройством ему великолепных похорон и сооружением памятника. Заслуги Бруни по распространению и поощрению изучения греческой литературы состоят, главным образом, в его переводах Аристотеля, Демосфена, Плутарха и проч. Известная повесть «De amore Guiscardi et Sigismundae filiae Tancredi» была несколько раз напечатана и неоднократно переведена на итальянский и французский языки. Его сочинение «О правильном переводе» — одна из первых попыток создать теорию перевода.
Основа мировоззрения учёного — вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. Бруни также проповедовал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм.
Бруни Леонардо - сторонник идеала активной, а не созерцательной жизни: по мнению Бруни, мудрец должен избегать праздности, но не полезного общения. В отличие от многих философов Средних веков и Возрождения, которые расценивали брак и заботу о детях как вредные для культурного развития, Бруни считал домостроительство достойным мудрого человека и общественно важным поприщем, положительно оценивал брак и семейную жизнь. Поборник республиканского способа управления, занимал различные должности и посты на службе Флорентийской республике, в т. ч. рекордно длительный срок (17 лет) исполнял обязанности канцлера. Патриотические взгляды Бруни и его общественно-политическая позиция отразились в таких его сочинениях, как «Похвала Флоренции» и «Двенадцать книг истории флорентийского народа».
Бруни создал целостную концепцию Studia humanitatis (гуманистического образования и занятий), которые «совершенствуют и украшают человека, придают ему достоинства, изящества и некую благородную прямоту». Концепция гуманистического образования, по мысли Бруни, призвана соединять познания моральной философии, истории, ораторского искусства с филологическими штудиями и литературным опытом. Собственно филологическим изысканиям, которые у Бруни далеко выходят за пределы грамматики, придавалось особое значение.
Изучение греческого языка у Мануила Хрисолора, приглашенного во Флоренцию кружком гуманистов, и переводческая деятельность помогли Бруни глубже проникнуть в такие пласты античного наследия, которые были мало знакомы христианскому миру Запада. Именно Бруни принадлежат лучшие переводы Платона, Аристотеля, Плутарха, Демосфена на латинский язык.
В античных политических теориях и историях городов-государств Бруни находил подтверждение своим общественным воззрениям и идеалам гражданской жизни. В переводе «Афинской политики» Аристотеля Бруни заявлял, что «первое место среди нравственных учений занимает учение о государстве и управлении им, т. к. эти учения направлены на благо всех людей». Поскольку человек восполняет свое несовершенство пребыванием в гражданском обществе, ему необходимо постигать политическую науку, и если прекрасно дарить счастье одному человеку, то насколько же прекраснее делать счастливым целое государство. С одной стороны, Леонардо Бруни утверждал, что какое-то благо тем божественнее, чем шире круг его действий. С другой стороны, непрестанно повторял, что все, выходящее за пределы стен родного города, его не интересует. Таким образом, патриотизм и общественное служение в интерпретации Бруни вполне соответствовали идеалам античного гражданина города-государства.
Бруни был близок с такими выдающимися людьми своего времени, как Медичи Козимо Старший и папа Евгений IV. Для Медичи Бруни, в частности, перевел письма Платона. При Евгении IV Бруни исполнял обязанности секретаря папской курии, в послании к нему изложил рассуждения об отсутствии противоречий, более того, согласованности между доктринами античных языческих философов и христианским учением в области общего блага и идеалов государственного устройства, а также моральных устоев общества. Бруни также был близок к влиятельному семейству Малатеста. Баттисте Малатеста, одной из самых блестящих и образованных женщин своего времени, в 1429 г. он посвятил трактат «De studiis et letteris», в котором излагал свою концепцию гуманитарных литературных штудий, предусматривал и пропагандировал возможность достижения высокого уровня истинной образованности для благородных женщин.
Похоронен в базилике Санта-Кроче во Флоренции.
Сочинения
Из значительного числа остальных его сочинений, между которыми находится рассуждение на греческом языке о государственном устройстве Флоренции, в особенности заслуживают упоминания:
- «De bello italico adversus Gothos» (Венеция, 1471)
- «Historiae Florentini populi» (Венеция, 1476)
- «Commentarius rerum suo tempore gestarum» (Венеция, 1476; Болонья, 1926)
- «De origine urbis Mantuae»
- «De Romae origine»
- «Epistolae familiares» (Венеция, 1472; Флоренция, 1741)
- «Historiarum florentini populi» (Болонья, 1926)
- «Humanistisch-philosophische Schriften» (Лейпциг, 1928)