Чсистилище. Божественная комедия Данте Алигьери
ЧИСТИЛИЩЕ
- Песнь первая
- Песнь вторая
- Песнь третья
- Песнь четвертая
- Песнь пятая
- Песнь шестая
- Песнь седьмая
- Песнь восьмая
- Песнь девятая
- Песнь десятая
- Песнь одиннадцатая
- Песнь двенадцатая
- Песнь тринадцатая
- Песнь четырнадцатая
- Песнь пятнадцатая
- Песнь шестнадцатая
- Песнь семнадцатая
- Песнь восемнадцатая
- Песнь девятнадцатая
- Песнь двадцатая
- Песнь двадцать первая
- Песнь двадцать вторая
- Песнь двадцать третья
- Песнь двадцать четвертая
- Песнь двадцать пятая
- Песнь двадцать шестая
- Песнь двадцать седьмая
- Песнь двадцать восьмая
- Песнь двадцать девятая
- Песнь тридцатая
- Песнь тридцать первая
- Песнь тридцать вторая
- Песнь тридцать третья
Чистилище
Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.
Концепция чистилища
Три святые добродетели — так называемые «богословские» — вера, надежда и любовь. Остальные — это четыре «основные» или «естественные».
Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.
Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III — любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV — недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII — чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам.
- Предчистилище
- Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».
- Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
- Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.
- Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)
- 1-й круг. Гордецы.
- 2-й круг. Завистники.
- 3-й круг. Гневные.
- 4-й круг. Ленивые.
- 5-й круг. Скупцы и расточители.
- 6-й круг. Чревоугодники.
- 7-й круг. Сладострастники.
- Земной рай.