Агриппа д'Обинье. Биография
Сын юриста Жана д’Обинье, сеньора де Бри. «Мать его умерла в родах, он был воспитан кальвинистом-отцом в духе строгого служения вере». Учился в Париже у гуманиста Матьё Бероальда. В шесть лет читал на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках; ещё через год переводил Платона.
В 1562 году, когда гугеноты были изгнаны из города, вместе со своим наставником бежал в занятый реформатами Орлеан. В 1565 учился в протестантском коллеже в Женеве у Теодора де Беза, изучал комментарии к священным книгам, философию, математику, а затем, без ведома родственников перебравшись в Лион, увлекся и «оккультными науками». В 1568 тайком покинул Бероальда, изготовив веревку из простыней, и примкнул к войску гугенотов.
Участие в религиозных войнах
Поступил на службу к Генриху Наваррскому. Ушел из Парижа за три дня до начала Варфоломеевской ночи. Вернулся ко двору в 1573, назначен королевским конюшим. Участвовал во многих сражениях религиозных войн, в том числе при Жарнаке и Монконтуре в 1569, при Кутра в 1587 и под Иври в 1590. Воевал в общей сложности тридцать лет, но когда Генрих в 1593 году перешёл в католицизм, чтобы стать королем Франции, то глубоко уязвленный Агриппа высказал в лицо Генриху свое осуждение и покинул Париж.
Писательство
Агриппа д’Обинье почти безвыездно провел полтора десятилетия в отдаленном замке, с отвращением взирая на переход в католичество своих прошлых единоверцев и собратьев по оружию, измену которых он теперь саркастически высмеял в памфлете «Католическая исповедь господина де Санси» (1604). Агриппа д’Обинье тридцать лет писал, оставив мемуары и художественную поэму о своём времени.
Книги д'Обинье предавались анафеме в католических церквах и публичному сожжению. Раздавались призывы расправиться с ним самим. В 1620 году старый Агриппа тайком покинул родину и обосновался в Женеве. Его приняли радушно, предоставили дом, поручили ему переустройство армии и сооружение укреплений. Со всех концов Европы к нему спешили гонцы с важными поручениями, к его совету прислушивались, его военный и политический опыт высоко ценили. В изгнании он завершил веселый пародийный памфлет-диалог «Приключения барона Фенеста», издание которого по частям растянулось на тринадцать лет (1617—1630). Но эта книга также подверглась преследованию — на этот раз женевских протестантских властей.
(wiki)