Ганс Гольбейн - Ханс Хольбейн

Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн (младший), автопортрет, 1542 г.
Автопортрет, 1542 г.

Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (Holbein) - Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монуметнальная цельность композиции ("Мертвый Христос", 1521; "Моретт", ок. 1534-35).

Биография

Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со старшим братом Амброзиусом Ханс учился живописи в мастерской своего отца. В 1515 г. юные Хольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера.

Свою самостоятельную творческую деятельность Хольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом.

В историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Блестящим дебютом молодого художника стали портреты базельского бургомистра «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». Незаурядные способности Хольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ханс стал признанным мастером. Он вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата, после его преждевременной кончины. В это же время художник женится на Элизабет Шмидт.

В первый базельский период (до 1526 г.) Хольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.

В 1524—26 гг. Хольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)

Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Хольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).

По возвращении в Базель в 1528 г. Хольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).

В 1532 г. Хольбейн уезжает в Лондон навсегда. К этому времени Мор оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»). Слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Хольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш. Моретта», «Портрет Р. Чесмена», «Портрет Р. Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»).

В Англии Хольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.

Осенью 1543 г. Хольбейн умер от чумы.

Картины художника Ханса Холбейна

Портрет дамы с белкой

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет дамы с белкой

Портрет жены и детей

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет жены и детей

Портрет Анны Клевской

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Анны Клевской

Портрет Доротеи Канненгиссер

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Доротеи Канненгиссер

Портрет Джейн Сеймур

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Джейн Сеймур

Лаис Коринфская

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Лаис Коринфская

Эразм Роттердамский

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Эразм Роттердамский

Портрет Бонифациуса Амербаха

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Бонифациуса Амербаха

Портрет Эразма Роттердамского

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Эразма Роттердамского

Портрет Томаса Кромвеля

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Томаса Кромвеля

Портрет Роберта Чесмена

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Роберта Чесмена

Портрет Р. Саутвела

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Р. Саутвела

Сэр Томас Мор

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Сэр Томас Мор

Портрет мужчины из семейства Ведиг

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет мужчины из семейства Ведиг

Портрет Якоба Мейера

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Якоба Мейера

Астроном Николас Кратцер

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Астроном Николас Кратцер

Портрет Г. Гисце

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Г. Гисце

Портрет неизвестного с нотной тетрадью

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет неизвестного с нотной тетрадью

Портрет мужчины

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет мужчины

Портрет Шарля де Солье

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Шарля де Солье

Портрет Генриха VIII

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Генриха VIII

Портрет Томаса Годселва с сыном

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Томаса Годселва с сыном

Тайная вечеря

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Тайная вечеря

Мадонна бургомистра Мейера

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Мадонна бургомистра Мейера

Послы

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Послы

Портрет Кристины Датской

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Портрет Кристины Датской

Христос. Свет Истины


Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Христос. Свет Истины

В центре изображен проповедующий у зажженного светильника Христос. Зажженный светильник (свеча) здесь символизирует истиннность христианского вероучения. А справа изображены повернувшиеся ко Христу спиной Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель. Они уходят прочь, увлекая своих учеников (схоластов) в пропасть.

Очевидно, гравюра иллюститует известные слова Спасителя: « Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). А также предупреждения апостола Павла: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2: 8).

Мертвый Христос в гробу

Ганс Гольбейн (Ханс Холбейн). Мертвый Христос в гробу

Эта картина известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. История написания картины неизвестна. Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну букву «I» в дате, что уже обозначает 1522 год. Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.

«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна. Обычно мёртвый Христос всегда изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).

Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.