Паоло Веронезе

Паоло Веронезе

Паоло Веронезе
Автопортрет

Паоло Веронезе (Veronese, настоящее имя Кальяри) (1528-88), итальянский живописец Позднего Возрождения. Предст. венецианской школы. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольни в Мазере, ок. 1561, "Брак в Кане", 1563).

Биография

Учился в Вероне у А. Бадиле; работал главным образом в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Падуе. Художественная манера Веронезе воплощает лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, изощренный рисунок, пластичность формы, изысканная цветовая гамма, основанная на сложном сочетании чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

Веронезе много писал на библейские сюжеты ("Брак в Кане ",1563; "Поклонение волхвов", 1571; "Пир в доме Левия", 1573;"Нахождение Моисея",1580, "Оплакивание Христа", между 1576 и 1582, "Сотворение Евы",1575-80). Веронезе смело вводил в эти произведения жанровые мотивы, жизненные наблюдения, портреты современников, за что инквизиция обвинила его в излишне светской трактовке религиозных тем.

В поздних работах художника праздничная приподнятость, ликующие краски, смелые ракурсы уступают место настроениям смутной тревоги, скорби, меланхолии, характерным для конца эпохи Возрождения.

Главная сфера деятельности Веронезе - монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета ("Старость и Юность", 1553, "Диалектика", 1575-77, "Триумф Венеции", 1578-1585, - все во Дворце дожей, Венеция; "Триумф Мардохея" и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко; вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов; наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, Веронезе развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения.

Излюбленный вид станковой картины Веронезе - торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой ("Брак в Кане", 1563, Лувр, Париж; "Семья Дария у ног Александра", после 1565, Национальная галерея, Лондон; цикл картин для семьи Куччина, в том числе "Брак в Кане" и "Поклонение волхвов", около 1571, - обе в Картинной галерее, Дрезден; "Пир в доме Левия", 1573, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной обвинения В. инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке религиозных тем. В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям ("Мадонна с младенцем и святыми", около 1562, "Обручение св. Екатерины", около 1575, - оба в Галерее Академии, Венеция).

Немногочисленным портретам Веронезе свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости ("Белла Нани", 1550-е гг., Лувр, Париж; "Граф да Порто с сыном Адриано", около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. В работах Веронезе 1580-х гг. появляются холодная парадность и внешняя патетика; в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии ("Похищение Европы", 1580, Дворец дожей, Венеция; "Агарь и Исмаил в пустыне", 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена; "Оплакивание Христа", начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Среди учеников Веронезе - его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле.