Фра Анджелико

Фра Беато Анджелико

Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Лука Синьорелли, фрагмент фрески «Деяния Антихриста» (1501) в Соборе Орвието, Флоренция

Фра Анджелико (Angelico) (собств. Фра Джованни да Фьезоле, Fra Giovanni da Fiesole) (прозвище - Беато Анджелико) (ок. 1400-55), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью (фрески мон. Сан-Марко во Флоренции, 1438-45).

У этого художника было три имени. Первое — Гвидо ди Пьетро — он получил при рождении, второе — Джованни да Фьезоле — принял при вступлении в орден доминиканцев. Но всему миру он стал известен под третьим именем, возможно, наиболее точно отражающим суть его характера и творчества, — фра Беато Анджелико. «Блаженный, ангельский» — вот как оно переводится. И действительно, трудно найти во всей истории итальянского искусства другого столь нежного, чистого, истинно «небесного» мастера.

Джорджо Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях…» отзывался о нем в самых уважительных и восторженных выражениях, называя «столь же отличным живописцем… как и отменным иноком… Хотя он мог бы беззаботнейшим образом жить в миру и приобрести сверх того, что имел, все, что захотел бы, при помощи тех искусств, которыми владел еще в детстве, он тем не менее пожелал для своего удовлетворения и покоя, будучи от природы уравновешенным и добрым, для спасения своей души принять на себя послушание в ордене братьев-проповедников». Тот же Вазари рассказывает о доброте и простоте художника, чуждавшегося всех мирских дел и посвятившего всю жизнь служению Богу. Говорили также, что Фра Анджелико писал картины, стоя на коленях, что он никогда не исправлял и не переделывал свои работы, оставляя их такими, какими они получились с первого раза, считая, будто именно в таком виде они больше всего угодны Господу.

«Некоторые утверждали, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись. Всякий раз как он писал Распятие, ланиты его обливались слезами; недаром в ликах и положении его фигур обнаруживается доброта его искренней и великой души».

В самом деле, все творчество Фра Анджелико пронизано глубокой верой в Бога. Кажется, никакие низменные и темные стороны жизни не могли замутить этого чистого источника. Художник не любил обращаться к сюжетам, в которых проявлялись бы греховные наклонности, свойственные людям, зато темы светлые и радостные, изображения святых и ангелов удавались ему как нельзя лучше.

Фра Беато Анджелико стоит несколько особняком в ряду замечательных мастеров Возрождения, которыми так богата итальянская земля. Его искусство являет собой синтез готических традиций и новых, истинно ренессансных находок, и в то же время оно сохраняет свою непосредственность и поэтичность.

Биография

Фра Анджелико (иногда транслитерируют как Анжелико, итал. Fra Angelico, буквально «ангельский брат», полностью Фра Беато Анджелико да Фьезоле) родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло (Vicchio nell Mugello, близ Флоренции). Доминиканский монах. Настоящее имя Гвидо ди Пьетро (итал. Guido di Pietro). Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году. Принял монашеское имя Джованни да Фьезоле итал. Giovanni da Fiesole. Учитель не известен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Начал роспись алтарей в 1428? - 1433 году с монастыря Сан Марко (Флоренция).

В 1436 году несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь Сан Марко.

В 1445 году Анжелико вызвал в Рим Папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието. Другим его учеником был Антониаццо Романо - важная фигура итальянской живописи XV века.

Умер в 1455 году, в Риме. Похоронен в церкви Святой Марии над Минервой, где его могила существует до нынешнего времени.

Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, граничащая с наивностью, мягкий лиризм, свойственный многим мастерам кватроченто, широкое использование золота.

Биография описана Вазари. Вазари называл художника Ангельский (ит. - Angelico). Благодаря Вазари художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Долгое время художника называли Beato Angelico, т.е. Блаженный Анджелико, но Ватикан причислил его к лику блаженных только в 1984 году. Память Фра Анжелико празднуется 18 февраля.

Ранний период

Жизнь фра Беато Анджелико не была наполнена яркими и захватывающими событиями, удачами и невзгодами, взлетами и падениями, как у большинства его собратьев по кисти. Она текла спокойно и плавно, как глубокая и полноводная река, и несла свои воды к морю истинной любви к Богу и Человеку.

О детстве и отрочестве будущего художника мы не знаем почти ничего, неизвестно, кем были его родители, почему он решил посвятить себя служению Богу, когда впервые начал писать. Нет полной ясности даже с годом его рождения. По одним данным, это произошло в местечке Муджелло, неподалеку от Флоренции, в 1387 году, а в 1407 г. Гвидо ди Пьетро уже принял обет послушания в доминиканском ордене во Фьезоле. По другим же сведениям, он оставался в миру еще на протяжении десяти лет, вплоть до 1417 года. Не исключено даже, что и родился мастер на десять лет позднее, чем традиционно считается.

По всей видимости, первые живописные работы были выполнены им еще до вступления в орден, однако о произведениях Гвидо ди Пьетро мы не можем сказать почти ничего. Зато деятельность фра Джованни оказывается уже гораздо более заметной. Скорее всего, в начале послушнического пути ему не разрешалось заниматься искусством, но буквально через несколько лет после принятия обета художник начал не только активно работать для своего монастыря, но и выполнял заказы со стороны. Да и в самом деле грех было бы зарывать в землю столь пленительный талант, который очень скоро был оценен по достоинству.

Неплохо складывалась также и религиозная «карьера» фра Джованни. Известно, что он довольно часто посещал собрания капитула, иногда даже замещал настоятеля монастыря, и вскоре получил престижную должность викария…

Произведения раннего этапа творчества Беато Анджелико еще сильно подвержены готическим влияниям. Как правило, его работы имеют небольшие размеры, наполнены деталями, как работы миниатюристов (не исключено, что первые шаги на живописном поприще Анджелико делал в мастерской миниатюриста), и заключены в пышные позолоченые рамы.

К ранним работам фра Джованни относится триптих для главного алтаря церкви Сан-Пьетро Мартире во Флоренции (1428). В центре композиции — Богоматерь, восседающая на троне, покрытом золотой парчой, младенец Христос стоит у нее на коленях, в левой руке он держит сферу, правую поднимает в благословляющем жесте. На боковых створках художник помещает изображения четырех святых. Интересно, что, хотя алтарный образ имеет форму триптиха, по сути это единое пространственное целое, так как ступень, на которой стоит трон, продолжается справа и слева, равно как и мраморный пол.

Триптих Сан Пьетро Мартире. 1428-1429. Музей Сан Марко, Флоренция

Триптих Сан Пьетро Мартире. 1428-1429. Музей Сан Марко, Флоренция

Примерно к тому же времени относится алтарь в Сан-Доменико, также состоящий из трех готических створок. В центре традиционно Богоматерь с младенцем и ангелами, а по сторонам — святые Фома Аквинский, Варнава, Доминик и Петр Мученик. Два ангела на переднем плане восторженно преклоняют колени перед Мадонной, остальные же окружают трон, с любовью глядя на Мать и Дитя. В расположении ангелов, изображенных как бы даже в перспективном сокращении, так что возникает эффект пространственной глубины, некоторые исследователи склонны видеть влияние Гиберти (в частности, его витража «Вознесение Марии» на фасаде флорентийского собора).

Алтарь Святого Доминика с мадонной с младенцем, восемью ангелами, свв. Фомой Аквинским, Варнавой, Домиником и Петром 1428–1430. Церковь Сан-Доменико, Фьезоле

Алтарь Святого Доминика с мадонной с младенцем, восемью ангелами, свв. Фомой Аквинским, Варнавой, Домиником и Петром 1428–1430. Церковь Сан-Доменико, Фьезоле

Впрочем, нельзя не признать, что гораздо большее влияние на Фра Анджелико в те годы имело творчество Джентиле да Фабриано и Лоренцо Монако — мастеров, близких готической традиции. Так, одной из самых прославленных картин раннего периода является «Коронование Марии», созданное для госпиталя Санта-Мария Нуова — работа, прекрасная по силе религиозного чувства, но технически принадлежащая скорее к периоду Треченто. Типичным для Треченто является, например, сияющий золотой фон, на котором выгравированы золотые лучи, озаряющие героев неземным светом. Высоко на небесах Христос возлагает на Марию блистающую корону, а та, склонив голову, смиренно принимает этот знак величия от своего божественного Сына. В лице ее нет гордости — только тихая радость и умиротворение.

Алтарь «Коронование Девы Марии» 1434–1435. дерево, темпера 112 х 114 см, Галерея Уффици, Флоренция

Алтарь «Коронование Девы Марии» 1434–1435. дерево, темпера 112 х 114 см, Галерея Уффици, Флоренция

Центральную сцену венчания окружают фигуры святых и ангелов, постепенно уменьшающиеся в размерах по мере удаления в глубину. Однако этот своеобразный перспективный эффект в конечном счете не имеет значения, так как фигуры Христа и Богоматери все равно выглядят гораздо крупнее. Впрочем, эта перспективная «неточность» совершенно не мешает восприятию. Главное, что вся картина пронизана чувством светлой радости и восхищения, создается ощущение, будто зритель сам участвует в этом мистическом действе.

алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне

Алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне

Безусловные шедевры К 1430-м гг. относится безусловный шедевр Беато Анджелико — алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне, принадлежащий к числу самых замечательных творений флорентийского Кватроченто. Алтарь произвел такое сильное впечатление на современников, что вызвал к жизни огромное количество подражаний и всевозможных вариаций.

Художник вообще нередко обращался к теме Благовещения, часто варьируя этот мотив: слева, как правило, панорама цветущего сада, справа — лоджия с изящными колоннами в стиле Брунеллески, где и происходит действие. Мария смиренно склоняется перед устремившимся к ней Гавриилом, несущим благую весть. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», — произносит архангел. Олицетворение Святого духа — золотой голубь парит над головой Марии. Слева виднеется сад, в глубине которого Анджелико пишет сцену изгнания из рая.

Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне

Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне

Колорит картины построен на сочетаниях красного, синего и золотого цветов, нежных, но звучных. Художник явно любуется красотой окружающего мира и с удовольствием выписывает узоры на одеяниях героев, изящные капители колонн портика, деревья райского сада. Его увлекает передача сложных оттенков — золотого орнамента на облачении Гавриила, глубокой синевы сводов портика с золотыми звездами.

В числе наиболее значимых произведений фра Джованни следует назвать также табернакль Линайоли, заказанный цехом льнопрядильщиков (Linaiuoli). Модель табернакля была изготовлена по рисунку самого Гиберти, а в обязанности художника входило расписать его, чтобы «на внутренних и внешних сторонах… использовались золото, синяя краска и серебро, самые красивые и наилучшего качества» — так было сказано в контракте на исполнение живописи алтаря.

табернакль Линайоли, заказанный цехом льнопрядильщиков (Linaiuoli)

Табернакль Линайоли, заказанный цехом льнопрядильщиков (Linaiuoli)

Композиция произведения определяется формой табернакля — из трех частей с арочным обрамлением. На центральной створке помещено обычное изображение Мадонны с младенцем, а на боковых можно видеть фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста (когда табернакль открыт) и святых Петра и Марка (в закрытом состоянии). Алтарь Линайоли является, пожалуй, одной из самых крупных картин, написанных на деревянной основе, да и масштаб фигур изображенных святых гораздо крупнее, чем это обычно встречалось в живописи того времени.

Существует версия, согласно которой Гиберти не только разрабатывал форму табернакля, но и принимал участие в его художественном оформлении — во всяком случае, в святых Фра Анджелико видят некоторое сходство со статуями покровителей цеха, украшающих Ор СанМикеле. Святые на внутренних створках алтаря даже несколько удивляют своей трехмерностью — настолько объемными и весомыми выглядят их фигуры. Что касается центральной сцены, то она более традиционна и гораздо больше напоминает ранние произведения Фра Анджелико (как уже говорилось, это Мадонна, восседающая на троне), а вся композиция заключена в раму с изображением двенадцати ангелов, играющих на разных музыкальных инструментах.

Очень интересна пределла алтаря, иллюстрирующая эпизоды из истории святых Петра и Марка. На одной из сцен представлен Петр, стоящий на восьмигранной кафедре, слева Марк записывает его проповедь, а рядом писцы разворачивают уже готовую рукопись Евангелия. В правой стороне пределлы изображено, как тело святого Марка тащат по улицам Александрии.

Действие происходит во время бури, написанной невероятно драматично и живо. Разнообразие поз и жестов, использованных фра Джованни, прямо-таки изумляют. Ни одна из картин более раннего периода не была столь выразительна и пластична. Пространственная глубина здания, в котором происходят события центральной сцены, также проработана гораздо отчетливей, чем в предыдущих произведениях художника.

Фресковая живопись составляет не менее значимую часть творческой деятельности Фра Анджелико. Очень важны для понимания наследия художника росписи монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, почти лишенные внешнего действия, максимально освобожденные от лишних деталей, но в то же время богатые внутренним содержанием и духовно наполненные. В еще большей степени эти черты проявились во фресковых циклах флорентийского монастыря Сан-Марко.

На пути реформ В 1434 г. в политической жизни Флоренции произошли изменения — вернулся из изгнания непризнанный владыка города Козимо Медичи, покровительствующий доминиканцам. В 1435 г. монахи общины Сан-Доменико, к которой принадлежал и Фра Анджелико, получили во владение сначала церковь Сан-Джорджо Сулла Коста, а в следующем году — монастырь Сан-Марко. Правда, весь комплекс находился в ту пору почти в руинах и нуждался в восстановлении. По настоянию Козимо за перестройку принялся его любимый архитектор Микелоццо.

Не исключено, что именно знакомство с Микелоццо в еще большей степени подтолкнуло художника на путь своеобразных реформ и усвоения новых живописных принципов, что можно увидеть, например, в грандиозном алтарном образе «Снятие с креста». Влияние Микелоццо и даже Мазаччо (этого знаменитого новатора) заметно в стремлении к монументальности композиции, полной драматизма, с массивными фигурами, моделированными четкими тенями.

Снятие с креста. Алтарь церкви Святой Троицы 1437–1440. Музей Сан-Марко, Флоренция

Снятие с креста. Алтарь церкви Святой Троицы 1437–1440. Музей Сан-Марко, Флоренция

Деревянная основа алтаря была уже выполнена Лоренцо Монако, так что перед фра Джованни стояла задача вместить свою композицию в уже готовую форму готического триптиха, что он и сделал с блеском и изяществом. В центральную арку вписано изображение креста, с которого бережно снимают тело Иисуса. Перекладина креста выходит за рамки картины, открывая пространство в глубину, в бесконечный небесный простор, так что взгляд зрителя невольно обращается именно к телу Христа. В боковых арках слева мы видим стоящую на коленях горестную Марию в окружении святых Скорее всего, мастерская фра Джованни оставалась во Фьезоле вплоть до 1440 года. В 1443 г. художник уже являлся синдиком монастыря Сан-Марко (видимо, осуществляя контроль за финансами) — должность серьезная и ответственная. Странно представить скромного и смиренного художника, занимающегося столь приземленными делами. Тем удивительней, каким же чудом он успевал находить время для создания своих проникновенных картин и фресок.

Росписи монастыря Сан-Марко

Росписи, созданные Беато Анджелико для монастыря Сан-Марко, принесли ему еще большую славу. Вот отзыв одного из современников: «Замечательна также живопись главного алтаря, изображений в зале Капитула, и в первом дворике, и во всех кельях верхнего этажа, и «Распятия» в трапезной. Все это написано братом-доминиканцем из монастыря во Фьезоле, который был величайшим в Италии мастером живописи… Он был человеком величайшего смирения и веры».

Фрески украшают все монастырские кельи, некоторые залы и коридоры. Очевидно, что никакой мастер не мог бы выполнить такой большой объем работ за относительно короткий срок. Авторство фра Джованни окончательно подтверждено лишь в шести случаях — это Noli me tangere («Не тронь меня!»), «Благовещение», «Преображение», «Осмеяние Христа», «Коронование Марии» и «Введение во храм», а также «Поклонение волхвов» в келье № 39 (кстати, именно в ней останавливались самые именитые гости монастыря, в том числе Козимо Медичи и папа Евгений IV).

Наиболее значительным произведением этого цикла является большое Распятие в зале Капитула — фреска, написанная на северной стене и замкнутая архитектурной аркой.

В своем «Жизнеописании…» Вазари рассказывает, что Козимо Медичи «поручил ему (Фра Анджелико) написать… все Страсти Христовы: с одной стороны у подножия креста изображены в печали и слезах все святые, которые были главами и основателями монашьих орденов, а с другой — св. Марк Евангелист около матери Сына Божьего, лишившейся чувств при виде распятого Спасителя мира; ее окружают Марии, которые в глубокой горести ее поддерживают, и святые Козьма и Дамиан… Под этим произведением он написал в виде фриза… родословное древо доминиканского ордена со св. Домиником у его основания, а в круглых медальонах… всех пап, кардиналов, епископов, святых и магистров богословия, которые до того времени входили в его орден братьев-проповедников». Некоторые из них представляют собой подлинные портреты. Рассказывают также, что в образе св. Козьмы Фра Анджелико изобразил своего друга, скульптора Нанни ди Банко.

Фрески верхнего этажа, в кельях, располагаются напротив входа на стене с окном, будто бы являя собой прорыв из земного пространства в горний мир. Сцены максимально очищены от всего лишнего, от любых деталей, которые могли бы отвлечь внимание от главного события. Фигуры героев занимают пространство стены почти полностью.

Росписи Сан-Марко это не просто декорация интерьера, вернее, вовсе не декорация, а своего рода помощь в медитативных упражнениях братьев, которые должны были размышлять о религиозных таинствах.

Одна из самых знаменитых фресок — «Благовещение» — строгая, но в то же время нежная и пленительная. Здесь мы уже не увидим ни очаровательного садика, ни легкого изящного портика — действие происходит на фоне глухой стены, в галерее под сенью крестовых сводов. Мария и Гавриил неподвижны, преисполнены покоя и величия, и парадоксальным образом они просты и наивны.

Благовещение

Благовещение

Яркие праздничные краски ранних вариантов Благовещения сменились пастельными оттенками двух-трех тонов. Несмотря на явное влияние нового ренессансного стиля, фреска все же несет в себе отголоски готического духа: пропорции фигур удлинены, отличаясь легкостью и бестелесностью. Для главного собора монастыря Сан-Марко Козимо поручил фра Джованни написать алтарный образ. В центральной части композиции, как обычно, мы видим Мадонну с младенцем на троне, окруженном ангелами, перед которым стоят на коленях святые Козьма и Дамиан, взгляд одного обращен на зрителя, второй с благоговением взирает на божественного младенца. От престола они отделены фигурами святых — слева св. Лаврентий, Иоанн Евангелист и св. Марк, а справа — Петр Мученик, св. Доминик и св. Франциск, занятые беседой.

На заднем плане стена, скрытая покрывалом, а за стеной виднеется прекрасный пейзаж — пальмы, кедры и кипарисы. И снова художник хочет показать красоту божьего мира, любовно выписывая далекие экзотические деревья, замысловатые узоры на ковре, украшения трона. Даже плохая сохранность фрески не мешает оценить, насколько точно строится пространство, как мастерски достигается эффект его целостности. И Мадонна, и окружающие ее святые — все они являются единым неразрывно связанным целым.

Фрески папской капеллы в Ватикане

Во второй половине 1445 г. папа Евгений IV пригласил фра Джованни в Рим для росписи Ватикана. Известно, что Евгений IV прожил во Флоренции более девяти лет, принимал участие в освящении монастыря Сан-Марко, где «ради утешения братии… он оставался целый день и даже провел ночь в келье… которая теперь носит название кельи Козимо». Келья эта, по всей видимости, была украшена «Поклонением волхвов» кисти Фра Анджелико. В любом случае понтифик явно имел возможность познакомиться и с художником, и с его творениями.

И когда освободилась кафедра архиепископа Флоренции, папа, по легенде, предложил ее скромному художнику. Фра Джованни отказался, уговорив принять на это место викария монастыря Сан-Марко, которого считал более достойным высокого сана. Упоминая об этом случае, Вазари восхищенно восклицает: «Такова была великая и поистине редчайшая доброта брата Джованни — уступить столь великие предложенные ему первосвященником сан, почесть и должность тому, кого он верным взглядом и искренне, от всего сердца считал значительно достойнее себя. Хорошо было бы, если бы духовенство нашего времени научилось от этого святого человека не гоняться за теми должностями, которых они не могут достойно нести, и уступить их достойнейшим».

Рим в ту пору еще не стал по-настоящему блестящим центром культурной жизни, тем не менее там уже собирались лучшие художественные силы — Мазаччо, Мазолино, Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Донателло… В 1447 г. Евгений IV скончался, новым понтификом был избран Николай V, однако эти перемены никак не затронули положения фра Джованни, которому было поручено расписать одну из капелл Ватиканского дворца, получившую название капеллы Никколина.

Двор нового папы, привлекавшего к себе лучших художников, архитекторов, философов и ученых, не мог не произвести впечатления на мастера, всю свою жизнь проведшего под сенью монастырских стен. Довольно заметно изменился и стиль его живописи.

Фрески папской капеллы покрывают три стены и изображают эпизоды из жизни св. Стефана и св. Лаврентия. Очевидно, что Беато Анджелико уже полностью овладел живописными приемами, характерными для стиля Кватроченто: он свободно размещает фигуры в пространстве, со знанием дела моделирует фигуры, прекрасно передает светотеневые эффекты.

Например, на одной из росписей изображено, как папа передает святому Лаврентию ватиканские сокровища для раздачи их бедноте. Фигуры героев этой фрески, особенно воина, стоящего спиной к зрителю, демонстрируют интерес мастера к проблемам анатомического строения (что довольно необычно для монаха) и строения трехмерного пространства.

Композиции стали более многолюдными и проработанными. Насыщенные множеством деталей, они выглядят гораздо более декоративными, чем всё, созданное до сих пор. Но, увы, вместе с возросшим техническим мастерством фрески утратили присущую ранее работам мастера искренность и одухотворенность.

«Все, чем владею, отдал…»

Фра Джованни возвратился во Флоренцию только в конце 1449 г. В 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле — там, где начинал свой путь служения Богу. О последнем этапе жизни Фра Анджелико нам опять-таки почти ничего не известно. Быть может, в 1453 г. художник снова приехал в Рим, но следов его работ того периода не сохранилось. Не исключено, что он написал еще несколько фресок для монастыря Сан-Марко и создал несколько алтарей.

Умер Фра Анджелико в Риме и похоронен в доминиканской церкви Санта-Мария сопра Минерва. На его саркофаге по сей день можно видеть надпись: «Здесь покоится досточтимый художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье».

Фра Анджелико считался одним из самых авторитетных художников своего времени, и сегодня вряд ли можно назвать хоть одного мастера, произведения которого были бы так наполнены искренним и теплым религиозным чувством и душевным смирением. Его нежные ангелы с золотыми волосами, святые в белых одеждах, одержимые религиозным рвением (далеким в то же время от всякого фанатизма), пленительные мадонны увлекают за собой, позволяя заглянуть в далекий от нас горний мир, увидеть его глазами «ангельского» мастера…

В 1984 г. Беато Анджелико был официально канонизирован и стал считаться небесным покровителем всех художников.