Top.Mail.Ru

Амвросий (русский резчик и ювелир)

Амвросий (русский резчик и ювелир) (умер ок. 1494 года) — (XV в., Троице-Сергиева монастыря, резчик, золотых дел мастер; предположительно) инок, русский художник, мастер ювелирного искусства и резьбы по дереву, жил и работал в XV веке. Одним из первых стал оставлять на своих работах подпись, что помогло в последующем идентифицировать его работы

Амвросий был монахом и предполагается, что он происходит из дворянского рода Кучецких. Большую часть своей жизни он провёл в Троице-Сергиевом монастыре, где и умер около 1494 года в должности казначея.

А. создал школу троицких резчиков и ювелиров, следовавших лучшим традициям его мастерства, таким, как миниатюрность и одновременно монументальность характера резьбы по твердым породам дерева. Влияние традиций А. прослеживается в памятниках кон. XV-XVI в.

Работы

Амвросий резал по твердым породам дерева: кипарису, самшиту, ореху, палисандру. Его работы очень красивы и изящны.

Амвросий одним из первых стал оставлять на своих работах подпись, что помогло в последующем идентифицировать его работы. Бесспорными работами Амвросия являются:

  • резной, оправленный в золото складень, 1450 год;
  • складень, 1456 год;
  • ковчег-мощевик, 1463 год;
  • золотой литургический сосуд-дискос со звездицей;
  • два напрестольных креста;
  • деревянная панагия.

Все работы Амвросия хранятся в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Ювелирные работы Амвросия выполнены в технике литья, гравировки и скани. В своих работах он сочетал резьбу по дереву и ювелирные приёмы, а также вводил в сканый узор цветную мастику, которая заполняла узор. Эта техника очень похожа на технику перегородчатой эмалировки. Также он использовал технику прорезного рельефа на золотом фоне. В основном же Амвросий следует в своём творчестве «рублевским» традициям того времени.

Амвросий соединил в своих работах западные навыки с традиционно русским орнаментом и оказал огромное влияние на развитие искусства XV—XVI века. Амвросий создал так называемую «школу Амвросия», традициям которой следовали не только резчики в Троице-Сергиевом монастыре, но и мастера за его пределами.

«Икона-складень работы Амвросия. Резьба по дереву, золото, скань. 1456 г.»
«Икона-складень работы Амвросия. Резьба по дереву, золото, скань. 1456 г.»

В 1456 г. для троицкого игум. Вассиана исполнил трехстворчатый складень из орехового дерева в золотом ковчеге (СПГИАХМЗ. Разм. 10,7´ 7,5´ 1,5 см). В центральной части складня вырезано углубление для семиконечного Креста на Голгофе (не сохранился), по сторонам фигуры предстоящих - Богоматери и ап. Иоанна Богослова, вверху 2 летящих ангела. На поле в верхней части надпись: «Животворящи Крест Твоея благости его жа даровал...» На левой створке вырезаны 6 рельефов с изображением двунадесятых праздников: Сретения, Крещения, Распятия, Воскресения, Сошествия Св. Духа, Успения Богородицы (рельефы правой створки утрачены). Тончайшая сквозная резьба положена на гладкую золотую стенку ковчега т. о., что деревянные прорезные рельефы имеют золотой фон (или «свет»). Лицевая поверхность ковчега декорирована сканью своеобразной по стилю и по технике исполнения; отдельные ячейки скани были заполнены синей и красной мастикой (почти полностью утрачена); в центре створок выложены 2 четырехконечных креста. Золотая оправа, украшенная жемчужинами, с рельефным изображением Нерукотворного Спаса на оглавии является составной и неотделимой частью авторского замысла при создании иконы-складня. Очевидно, А. являлся не только резчиком по дереву, но и золотых дел мастером; об этом свидетельствует надпись, гравированная по боковым сторонам оправы, сообщающая о создании иконы-складня в Троице-Сергиевом мон-ре: «...сиа (и)кона делана въ Сергееве манастыре... рукою инока Амбросия». Предполагается, что А. также были исполнены семиконечный напрестольный крест 2-й пол. XV в. из орехового дерева с литым Распятием (СПГИАХМЗ. Разм. 3´ 18 см); круглая панагия 2-й пол. XV в. в серебряной золоченой сканной оправе, на створках к-рой вырезаны из дуба рельефы: Распятие, икона Божией Матери «Знамение», Св. Троица (СПГИАХМЗ. Разм. 5,6´ 4,2 см); а также серебряный золоченый ковчег-мощевик 1463 г. с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла (СПГИАХМЗ. Разм. 15,3´ 11,4 см).

Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика.
Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. XV в. 159×73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5×5,5 см; размер распятия: 25,5×21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69.

Своеобразие стиля рельефных изображений, выполненных Амвросием (иконография, композиция, пропорции и характер фигур), во многом ориентировано на образцы иконописи школы прп. Андрея Рублёва.

Амвросий одним из немногих русских средневековых ювелиров оставлял на произведениях свои личные сигнатуры (подпись на резной, оправленной в золото панагии-складне 1450). Помимо нее бесспорными работами Амвросия можно считать два напрестольных креста, ковчег-мощевик (1463), золотой литургический сосуд-дискос со звездицей, а также еще одну деревянную панагию (все эти предметы хранятся в ризнице Троице-Сергиевой лавры).

Панагия работы мастера Амвросия. Внутренний вид с композициями «Троица» и «Богоматерь Знамение». Дерево. Сер. 15 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.
Панагия работы мастера Амвросия. Внутренний вид с композициями «Троица» и «Богоматерь Знамение». Дерево. Сер. 15 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.

Прим. Панагия (от греч. panagía — пресвятая), 1) нагрудная иконка в виде медальона с изображением богоматери. Панагия нередко представляли собой выдающиеся произведения мелкой пластики, исполненные из металла (литые и чеканенные, с эмалью, сканью, чернью), слоновой кости, дерева, мягких пород камня. В России использовались как знак архиереев. 2) Иконографический тип богоматери, изображаемой в виде оранты с младенцем Христом в медальоне на груди.

Для творчества Амвросия характерно гармоничное сочетание миниатюрной резьбы по дереву и ювелирного мастерства. Как ювелир он работал в технике литья, гравировки и (чаще всего) скани. Излюбленный его декоративный прием – введение в сканный узор красной и синей мастики, заполняющей ячейки узора, как в перегородчатой эмали. Резные композиции Амвросия выполнены в технике многопланового прорезного рельефа с фоном из золотой фольги. Иконографически же циклы евангельских праздников, украшающие створки складня 1456 и напрестольный крест, следуют «рублевским» традициям московского искусства того времени.

Соединив в своем творчестве местные художественные навыки с элементами восточного орнамента и западного ремесла, Амвросий оказал большое влияние на русскую мелкую пластику 15–16 вв., что дает основание говорить о «школе Амвросия» как в самом Троице-Сергиевом монастыре, так и за его пределами.