Top.Mail.Ru

Иван Артемьевич Безмин

Иван Артемьевич Безмин (Безминов Иван Артемонович; 1653 — между 1696 и 1701 гг.) — русский иконописец, один из мастеров Оружейной палаты. Воспитал 37 учеников.

Точно атрибутированных иконописных работ Ивана Безмина не сохранилось. В Оружейной палате хранятся два сотенных знамени его работы.

Биография

По происхождению дворянин, сын оружейного мастера Артемия Безмина, вероятно, шляхтича. С детства имел склонность к живописи, после смерти отца в 1661 году был отдан в ученики к мастеру Оружейной палаты Станиславу Лопуцкому. В 1666 году в Оружейной палате были рассмотрены работы Ивана Безмина и Дорофея Ермолаева: «принесли они в Оружейную палату мастерства своего два листа, на них написано по холсту живописным письмом цесари римские; а ныне де они пишут с мастером своим знамя, а на нем де написано 14 печатей разных государств». Работы получили положительную оценку, Ивану стали платить кормовых денег по 2 алтына.

С 1667 году в учениках у Даниила Вухтерса.

В 1668 году выполнил свою первую самостоятельную работу — роспись столовой царевича Алексея Алексеевича.

Участвовал в выполнении стенописи церкви Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1679 год), росписи и починке стенописей в дворцовой церкви святой Евдокии (1678 год), стенописи при западном входе собора Вознесенского монастыря (1685 год).

С конца 70-х гг. XVII века по царским заказам писал иконы на холсте. В 1680 году совместно с Богданом Салтановым написал цикл евангельских притч для церкви Спаса Нерукотворного, а для дворцовой молельни композиции «Страшный Суд», «Снятие с Креста», «Воскресение Христово», «Вознесение» и «Мария Магдалина». В 1683 году написал образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ставший первым примером данной иконографии в русской живописи. Кроме холста писал по металлу и на дереве.

Иван Безмин состоял на службе в Оружейной палате до 1696 года. Затем его имя в документах не упоминается. Ведомость о приходе и расходе денежной казны по Оружейной палате за 1701 год уже не содержит его имени. Вероятно он умер в конце XVII века.


Безмин Иван Артемьевич — Иконописец при Московской Оружейной палате, времен царя Алексея Михайловича. Учился сначала у Лопуцкого, который был скорее авантюристом, чем живописцем, и ничему не научил его. Потом с 1667 г. Безмин учился у Даниеля Вухтерса рисованью на глаз. Еще у Лопуцкого Безмин, вместе с Ермолиным, товарищем по учению, выполнил (1666 г.) одну сцену из "Триумфа" имп. Максимилиана, с гравюры, дав своему произведению название: "Цесари римские на конях".

В 1669 г. Безмин, под руководством Вухтерса, написал "Образ Товии Милостивого". Потом он изображал иконы на знаменах и писал, вместе с Ермолиным, "притчи" на изразцах для печей в парадных царских светлицах. Кроме того он много трудился, вместе с Никифором Бовыкиным, над изготовлением игрушек для царевича Петра. В 1673 г. он делал для него две кисти золотые и ворвотки (подвижные шарики на шнурках), обнизанные жемчугом.

Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год.
Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год.

Автор портрета царя Федора Алексеевича (Государственный исторический музей).

В 1674 г. Безмин писал пять знамен маленьких по разным тафтам, в обе стороны, солнце, и месяц, и звезды. В 1675 г. он делал бабу деревянную, потешную, в хоромы к царевичу. В том же году Безмин золотил запасные "потехи" царевичу: булавы, буздыханы, ножи, шестоперы, чеканы и пр.

В 1685 г. он делал налой точеный, столярский, за что получил награды к Светлому Христову воскресению — 10 руб. За свое искусство Безмин был пожалован в дворяне.

Патриарх Никон. Автор - Иван Артемьевич Безмин
Патриарх Никон

Живописец, московский дворянин. Отец Ивана Безмина Артемий “взят” был 20 апреля 1660 г. с Устюжны Железнопольской в Оружейную палату в ствольные мастеры. Он сдал сюда два ствола “винтованных травчатых” и позолотил их. Царь Алексей Михайлович пожаловал ему 30 июня этого года “за ствольное дело” сукно доброе кармазиновое (Успенский 1910).

Из Устюжны Артемий Безмин был переведен в Бронную слободу, также подчиненную Оружейной палате. Бронная слобода после “морового поветрия” активно заселялась “выходцами изза Литовского рубежа”. Возможно, к их числу принадлежал и Артемий Безмин. Дворянское звание сынаиконописца может объясняться тем, что отец его был шляхтичем. В переписной книге Бронной слободы 1664 г. описан двор “ствольного мастера Артемьевской вдовы Устюжанина”, с упоминанием Ивана Безмина: “у нее сын Ивашко одиннадцати лет, делает вощаные свечи”. Следовательно, художник родился в 1653 г. (Лаврентьев 1994).

Осенью 1661 г. Артемия Безмина послали “к железным заводам, и там ему Артемию и смерть случилась”.

После его смерти остались мать, жена Матрена и четверо детей ( Стлб. по Оп. 23. № 377 171 г. и № 326 168 г.).

Иван был тогда еще мальчиком; вероятно, у него были наклонности к живописи, почему его и отдали учиться к живописцу Станиславу Лопуцкому.

В 1662 г. Иван Безмин получал по алтыну в день.

Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге. Автор - Иван Артемьевич Безмин
Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге

В 1664 г. он просил царя дать ему одежду, так как, говорил он, — “платьишком ободрался — ни сапоженок, ни рубашенок купить” было “нечем”. 7 марта этого года он получил “телятинные сапоги” и зеленого сукна на кафтан (Стлб. № 110 172 г.), а 10 ноября и шубу (Стлб. 173 г. № 358).

В 1665 г. Станислав Лопуцкий заявил в Оружейной палате, что Безмин “к живописному делу впредь будет прочен и учится с радением” (Стлб. 174 г. № 26).

В 1666 г. вдова Артемия Безминова Матрена Васильевна била челом царю, что ее мужа «на твоеи великого государя службе убили», а ее сын Иван в учениках «у живописного дела». просит дать ей хлебное жалование «докул сынишко мои будет у твоего государева живописного дела в учениках».

15 мая 1666 г. ей было дано хлебное жалование «для того, что сын ее Ивашка учица живописному писанию с раденьем» (Ф. 396 Оп.1. Ч.8. 174 г. № 10077 Л.1 – 2)

В начале 1666 г. Иван Безмин вместе с товарищем своим Дорофеем Ермолаевым [Золотаревым], также учеником Лопуцкого, подал царю челобитную о прибавке им “поденнаго корма”. На челобитной в Оружейной палате была сделана помета: “Написать, что они ныне делают, и их допросить, чему они у мастера выучились, а мастера допросить, что они умеют, и чтобы они принесли ученья своего дела”. 17 февраля Безмин и Ермолаев “в допросе сказали: пишут де они всякое живописное письмо собою, как им мастер Станислав укажет, и в нынешнем во 174м году принесли они в Оружейную палату мастерства своего два листа, на них написано по холсту живописным письмом цесари римские; а ныне де они пишут с мастером своим знамя, а на нем де написано 14 печатей разных государств. А мастер их Станислав Лопуцкий в допросе сказал те же речи, что и ученики его сказали”. Образцы “живописнаго письма”, принесенные в Оружейную палату Безминым и Ермолиным, здесь произвели благоприятное впечатление, — и живописцы получили “по кафтану суконному… по киндяку, по сапогам… по шапке…”, чтоб “они и впредь тому делу учились с радением”; поденнаго же корма с этого времени Безмин и Ермолаев стали получать по два алтына (Стлб. № 365 174 г.)

12 февраля 1666 г. “окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово да стольник Афанасий Иванович Нестеров… приказали живописнаго дела мастеру Станиславу Лопуцкому за его раденье”, что он учеников Ивана Безмина и Дорофея Ермолаева “учит с радением и мастерства своего от них не скрывает и впредь тем ученикам его учение будет прочно, — дать государева жалования тафту добрую… 10 чет. муки ржаной, 3 чет. круп овсяных, 5 ведер вина, два пуда соли” (Стлб. № 365 174 г.) (Успенский 1910:161).

Однако вскоре Безмин и Ермолаев изменили свое показание, когда в Оружейной палате являлся новый иностранный художник Даниил Вухтер, и с 1 марта 1667 г. были отданы в ученики к этому последнему (см. об этом подробнее под словом Лопуцкий).

В 1668 г. Безмин расписывал новую столовую царевича Алексея Алексеевича (Стлб. № 635 176 г.).

В 1669 г. Иван Безмин и Дорофей Ермолаев по золоту расписывал разными цветами “лубья” (для саадаков) (Стлб. № 953 170–183 г.).

25 июля 1670 г. отдан в ученики живописцу Ивану Безмину иноземец Антон Павлов (Стлб. № 363 178 г.).

В том же году Безмин “писал три юфти саадаку” и “две братины” (Стлб. № 620 178 г.), “Товию милостиваго”, печные изразцы в новые государевы хоромы, аспидил три ящика в хоромы к царевне Ирине Михайловне.

В том же году писал на знамени “образ Спасов Вседержителя со святыми да разных государств печати в клеймах” (Стлб. № 68 179 г.).

В 1671 г. к Безмину был определен еще один ученик Евтюшка Богданов (Стлб. № 122 179 г.).

В том же году у Безмина значатся следующие ученики: Василий Познанскй, Киприан Матвеев [Урбановский], Симон Григорьев и Антон Павлов [Байковский] (Стлб. № 57 180 г.).

В 1671 г. Безмин золотил стул деревянный точеный для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 71 180 г.); в 1672 г. золотил и красками расписывал “медный большой прорезной выносной” фонарь из Успенского собора (Стлб. № 97 180 г.); писал два подсвечника деревянные в хоромы к большим царевнам (Оп. 34. № 957 180 г.); в следующем году — перила и двери в верхнем саду у царевича Феодора Алексеевича, знамя с изображением Нерукотворенного Спаса — в поднос к государю (Оп. 34. № 957 181 г.).

В 1673 г. Безмин вместе с Дорофеем Ермолаевым [Золотаревым] написал два знамени с изображением на них — на одном Нерукотворенного Спаса и Иисуса Навина, на другом — вмч. Георгия (Стлб. № 186 181 г.).

В том же году писал знамя “полковое”, с изображением на нем “образа Спаса Нерукотвореннаго против образцоваго знамени, которое знамя писано блаженные памяти при великом царе Иоанне Васильевиче всея Руси” (Стлб. № 243 181 г.).

В 1674 г. вместе с Иваном Салтановым и Дорофеем Ермолаевым Безмин написал “в новыя” царския “деревянныя хоромы подволоки на польских широких полотнах разныя притчи — Ионы пророка, Есфири, Моисея пророка” (Оп. 32. № 1666 182 г.).

В том же году Безмин написал полковое “знамя „в поднос“ государю к неделе св. Пасхи” “против того знамени, каково послано в Посольский приказ в посылку к новому гетману” (Стлб. № 397 182 г.). Писал два потешных прапора для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 34 183 г.) (Успенский 1910).

23 декабря 1674 г. царь приказал Ивану Безмину к выезду против персидских послов изготовить “сто пар крылья”, “которыя живут на сокольниках”: починить и у дела быть (крылья были изготовлены для особого наряда Сокольничей сотни, которая на выезде против послов 29 января 1675 г. была одета “в пансырях, и с щиты, и с копьи с змеиными”, на которых развевались писанные же изображения змей) (Забелин 1894. Вып. 2:121).

В 1675 г. Безмин написал 50 древок витых к копьям “на змеи, которыя деланы на копья к выезду персидских послов” (Стлб. № 226 183 г.); к Пасхе того же года в поднос государю написал пять знамен, из них одно полковое, с изображением по белой камке государских гербов и по каймам — оружейной брони, и четыре сотенных, на которых были представлены — на первом царь Давид, на втором — царевич Дмитрий, на третьем — мученик Прокопий, на четвертом — Андрей Стратилат. На других сторонах знамен были написаны кресты о пяти степенях (Стлб. № 341 183 г.) (Успенский 1910). В мае написал на тафте знамя — образ Спаса Еммануила. 24 марта 1676 г. ему было велено “сделать у образа Дмитрия Селунского поля левкасом против сего, чеканной же, и вызолотить, да в запас написать 20 яиц розными краски по золоту и по серебру” (Забелин 1894. Вып. 2:122, 124).

В апреле 1676 г. Безмин золотил кресла новые государю (Стлб. № 258 184 г.), сделал в мае кровать резную царю, ларцы, шкатуны, сундуки и два больших поставца (Стлб. № 281 184 г.).

Летом того же года он писал “четыре иконостаса в церковь Спаса Нерукотвореннаго, что у великого государя на сенях, — праздники, деисус, пророки, праотцы… тябла, столбы и 4 киота — резные против Евдокиинских” (Стлб. № 369 184 г.) (Успенский 1910:24).

В 1676 г. боярину Богдану Хитрово велено было взять “…в Оружейную палату у живописца Ивана Безмина книгу Библию писменную в лицах на латинском языке в переплете в четь, переплетена в белую кожу. За нее дали 5 руб.” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Д. 16810. Л. 1–2) (Вьюева 1994:23; Викторов 1883:446 ).

В декабре 1676 г. написал в церковь Николы Явленого за Смоленскими воротами к образу Николы: два подсвечника деревянных резных, два тябла резных к деисусам и праздникам. В январе 1677 г. золотил в новых деревянных хоромах киоты, рамы и писал распятие Господне. В июле он продолжал золотить киоты и рамы к портретам ( Викторов 1883:444–445).

В 1677 г. Иван Безмин бил челом, “чтоб великий государь его пожалывал за многия его приказныя и верховныя дела… кормовыя деньги 65 руб. 23 алт. 2 деньги справить ему в оклад против иконописца Симона Ушакова”. При этом челобитчик “подал государственным делам роспись, сверх своих живописных дел, и что учеников выучил, и колько человек у него Ивана учатся. По указу блаженныя памяти царя Алексея Михайловича, ему великому государю делал он на иордань 2 места слюдяных, да в Конюшенный приказ сани резныя большия с печатьми, да кареты полевую новым образцом; четверы сани против резных… Да ныне по указу великаго государя Феодора Алексеевича… ему делал кровать резную большую, да в Спасскую церковь, что у великаго государя на сенях, иконостас и золотил он же. Да он же Иван выучил живописному своему мастерству трех человек учеников, а ныне у него учатся 4 человека”. Просьба Безмина была удовлетворена (Оп. 32. № 1782 186 г.) (Успенский 1910:24).

Среди учеников был в 1677 г. Петров Михаил [Фирсов] (Стлб. № 314 185 г.) (Успенский 1910:203).

Еще при жизни царя Алексея Михайловича (то есть до 1676 г.) Ивану Безмину отдан был “в научение живописного письма” Смольянинов Лука Кондратьев, живописнаго письма ученик; из стрельцов приказа стольника и полковника Ивана Полтева (Успенский 1910:256).

В марте 1677 г. у Ивана Безмина были ученики: Антон Павлов, Киприан Матвеев, Евстафий Федотов, Елисей Иванов, Михаил Петров, Михаил Селиверстов (Забелин 1894. Вып. 2:128).

В марте 1677 г. Иван Безмин “золотом и серебром росписывал в новыя деревянныя хоромы к государю „три круга больших резных деревянных, два киота образных, золотил 4 рамы к трепарям московским святителям, писал Распятие Господне и к тому Распятию рамы“ (Оп. 34. № 957. Л. 341); золотом и серебром золотил жертвенник деревянный резной с дверьми, да пять глав с крестами, да столбы прорезные, да около жертвенника ангелов, с рипидами стоящих, в церковь Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великаго государя на сенях, вышиною жертвенник 3 арш. 2 в., шириною 1 1/2 арш.” (Там же. Л. 352).

В августе 1677 г. у Ивана Безмина была преобретена для государя “библия писменная в лицах, которая писана на латинском языке и переплетена в белую кожу” (Там же. Л. 451).

В том же году для царя расписал стол (Стлб. № 341 158 г.).

В том же году (около 11 мая) Иван Безмин овдовел (Стлб. 185 г. № 461).

По приказанию царя Иван Безмин Написал в хоромы к государю “по золоту киот деревянный прорезной — к образу Пресвятыя Богородицы Одигитрии да два киота деревянных резных же в кружала, да он же Иван написал на полотне Образ Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” (Стлб. № 4 186 г.) (Успенский 1910).

25 января 7186 (1678) г. Иван Безмин “писал государскую персону у государя на дому, ему великому государю в хоромы” (Викторов 1883:447).

В начале 1678 г. Иван Безмин писал стенопись в церкви преп.муч. Евдокии, во дворце, “и иныя многия верховныя дела”, а также “6 знамен полковых по разным камкам и тафтам и 7 знамен сотенных разных святых по разным камкам” (Стлб. 186 г. № 515) (Успенский 1910).

В июле 1678 г. Ивану Безмину и Ивану Салтанову было велено написать на 10 прапорах “государские гербы и разных государств печати, и около тех гербов расписать травы розными краски”. В декабре вместе с Иваном Салтановым и другими пишет в новых деревянных царицыных хоромах разные притчи на стенах и на подволоках. Расчет за них получил в сентябре 1679 г.

В мае 1679 г. Иван Салтанов, Иван Безмин и Дорофей Ермолаев писали к государю в деревянные хоромы подволоки разные притчи: 1. Притча Ионыпророка; 2. о Свирии (Эсфири); 3. Притча Моисея пророка. И золотили на эти притчи рамы деревянные резные к подволокам и к стенам в хоромы (Забелин 1894. Вып. 3:173).

Осенью 1679 г. Иван Безмин “разными красками и аспиды” расписывал “новое каменное крыльцо и около Спасскаго собора каменную новую паперть, которая к Спасскому собору и к Грановитой палате, что на площади, переграду каменную, которая делана вновь, да промеж Евдокиинския церкви и промеж приделов Иоанна Белогородскаго и против Галгофы в пещере, да около каменнаго новаго крыльца столбы и на площади и перегородку каменную и новое деревянное крыльцо” (Стлб. 187 г. № 29).

В августе 1679 г. Иван Безмин вместе с Салтановым в новые деревянные хоромы писал на полотнах “разныя царственныя письма” (Стлб. 188 г. № 26).

В это время у Безмина были следующие ученики: Гришка Фторой, Ивашко Чубаров, Микитка Пласухин, Антошка Антипин, Бориска Давыдов и Федька Татарин (Там же) (Успенский 1910). [И. Е. Забелин приводит другой список кормовых учеников, относящийся к тому же году: Герасим Иванов, Антон Антипьев, Никита Иванов, Артемон Евтифеев, Федор Андреев, Иван Трофимов, Никита Васильев, Лука Кондратьев (Забелин 1894). — Ред.]

В октябре того же года Безмин вместе с Салтановым и “Иваном Вахтырем” “писал в новыя деревянныя государевы хоромы евангельския притчи да в церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, что в селе Измайлове, распятие Господне на полотне” (Стлб. 188 г. № 26).

В декабре Безмин с Салтановым писал “у государынь царевен в новой деревянной крестовой разныя притчи по полотну на подволоке и на стенах” (Там же).

Безмин “чинил” “иордань, которая ставится генваря в 6 день для государскаго пришествия на праздник Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”, писал стенопись в церкви Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великого государя в Верху; в ту же церковь написал апостольские проповеди. “Позолотил к образу Пресвятыя Богородицы Боголюбския в Сретенский собор, что у великаго государя вверху; киот деревянный резной, по гулфарбе, и золотил же на каменной цке летописныя слова ко гробу блаженныя памят великия государыни царевны и великия княжны Феодоры Алексеевне в Вознесенский девич монастырь” (Оп. 34. № 956. Л. 249).

На четырех прапорах тафтяных “золотил и серебрил по гулфарбе звезды и репьи, да 10 подвесов тяфтяных же к трубам медным позолоченым для выезду и встречи польских послов” (Там же. Л. 350об).

Вместе с Салтановым Иван Безмин “15 прапоров в разных тафтах росписал цветами”… На тех же прапорах “писал орлы, гривы (т. е. грифы) и разных государств печати” (Оп. 34. № 959. Л. 406об).

Безмин же “позолотил, посеребрил и красками росписал два клироса деревянные резные в церковь преподобномученицы Евдокии” (Оп. 34. № 959. Л. 527об).

В октябре 1679 г. Безмин подал царю челобитную о пожаловании ему “пустой земли”, прилегающей к его дому (“дворишко старинный, — пишет Безмин, — отца моего и мой”), в Бронной слободе, “меж Тверских и Никитских ворот, в Костянтиновской улице” (Оп. 32. Стлб. № 1814 188 г.).

“По государеву милостивому именному указу” Безмин был “пожалован по московскому списку”, с “годовым денежным жалованием” по 65 руб. 23 алт. 2 деньги (Оп. 32. Стлб. № 1815 188 г.).

У Безмина состоят учениками стрелец Лукашка [Артемий? — Ред.] Сазонов (последний с 9 ноября 1680 г.) (Там же. [Оп. 34. № 961? - Ред]. Л. 201) и Андрюшка Саврасов (Там же. Л. 201) (Успенский 1910:26). Петров Василий, живописного письма ученик, учился у Ивана Безмина с 20 июля 1881 г.; получал по 6 денег в день (Оп. 34. № 962. Л. 201об) (Успенский 1910:202). В 1681 г. у него учился Попов Леонтий (Левка) (Стлб. 189 г. № 329) (Успенский 1910:219). [Ссылаясь на тот же столбец, А. И. Успенский пишет, что учениками Ивана Безмина были также Федор Васильев и Юрий Васильев. — Ред.]

В 1679 г. Иван Безмин в Верхоспасском соборе писал стену аспидом почерепашному и в том же храме написал 600 дубовых кирпичей черным и зеленым аспидом, и тем кирпичом был выстлан пол церкви “для государского пришествия” (Извеков 1912/3:38) 19 июня 1676 г. ему дано 10 руб. на покупку леса, из которого надлежало делать иконные доски и на них вновь написать деисус, праздники, пророки и праотцы в Верхоспасский собор (Извеков 1912/3:7).

В 1679–1680 гг. Иван Безмин “писал к великому государю и к государыне царице Агафии Семионовне и государыням царевнам в хоромы деисусы на полотнах и святыя иконы на цках и поставцы, кровати, столы и стенное письмо и иныя многия дела” (Оп. 34. № 961. Л. 217) (Успенский 1910). С Василием Познанским и Киприаном Умбрановским “…писали почивали в церкви преподобномученицы Евдокии в алтаре стенное письмо” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 13. Д. 19910. Л. 1; Д. 19945. Л. 1). (В. Н.)

1 января 1680 г. “по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича указу… Ивану Безмину учинено… жалования за его многия приказныя и верховыя дела и доброе его мастерство, что он писал у великаго государя вверху стенное письмо в церквах Спаса Нерукотвореннаго образа и преподобномученицы Евдокии и Иоана Белоградскаго, и в его государских и государыни царицы и государынь царевен в хоромех по полотнам к стенам Евангельския притчи, и в тех же хоромех подволоки и иныя многия дела добрым мастерством, вместо дворцоваго корму и питья против Симона Ушакова по 50 рублев на год” (Оп. 34. № 962. Л. 54об).

В 1680 г. Иван Безмин вместе с Салтановым продолжал писать евангельские притчи на полотнах в церковь Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великого государя в Верху (Там же. Л. 541).

С Салтановым же писал “на полотнах к великому государю вверх на Голгофу страсти Спасителевы, Воскресение, Воздвижение Христово, Марию Магдалину. А те полотна мерую аршина по 3 и по 4” (Оп. 34. № 962. Л. 528об).

В числе “притчей” в новыя деревянныя хоромы царевен Безминым и Салтановым была написана картина: “Что тя наречем, о благодатное небо” (Оп. 34. № 962. Л. 586об).

Писал к великому государю в Верх — деисус, два образа вмч. Феодора Стратилата, великого чудотворца Николая да на полотнах “лунное течение, — солнце, месяц и звезды” (Оп. 34. № 962. Л. 608об).

В дворцовом селе Пахрине Безмин писал в церкви “тябла и иныя церковныя дела” (Стлб. 188 г. № 78). Расписывал новые деревянные переходы — около церкви преп.муч. Евдокии, во дворце (Там же). “Писал клиросы в церкви великомученицы Екатерины, во дворце” (Там же). “Писал стены церкви Иоана Белоградскаго, у великаго государя вверху, — аспидом по черепашному”; “Написал” в том же храме “600 кирпичей дубовых двумя аспидами — черным да зеленым, а тем кирпичем был выстлан пол той церкви для государскаго пришествия”.

Вместе с Салтановым “росписывал цветным аспидом” трое дверей в Сретенский собор, во дворце (Там же), и писал стенное письмо в хоромах царицы Агафии Семеновны (Стлб. 188 г. № 927).

Вместе с Салтановым написал в хоромы царевен притчу: как беседует Иисус со учители (Стлб. 188 г. № 350).

К Пасхе 1681 г. Безмин написал в поднос к государю знамя сотенное. К этому празднику он ежегодно получал в виде, так сказать, наградных по 10 руб. (Стлб. 189 г. № 413).

“Дворянин” Иван Безмин, между прочим, получил царский подарок, кафтан суконный кармазиновый, испод хребтовый белий, с бобровую опушкою и золотыми или серебряными нашивками (Стлб. 189 г. № 157).

За свою “многую” работу в церкви преп.муч. Евдокии (писал стенное письмо в алтарь) Безмин получил камку и сукно кармазиновое (Стлб. 189 г. № 278).

В декабре 1681 г. Безмин в селе Новом Воскресенском, на Пресне, в столовой палате покрывал голубцом подволоку (Стлб. 190 г. № 145) (Успенский 1910).

В 1681 г. Иван Безмин и Иван Салтанов свидетельствовали иконописца Василия Познанского (см. Познанский Василий).

В 1682 г. он писал стенное письмо в новых деревянных хоромах царицы и царевен, в “новопостроенной комнате царевны Марии Алексеевны, которая приделана вновь, — окна, двери и наличники позолотил и росписал цветными краски против писанных комнат государынь царевен”; “прописывал с обеих сторон чердаки на (царских) хоромах” (Там же); росписывал алебастровый гроб; вместе с Салтановым писал “подволоку, которую им велено было написать против столовой, какова в селе Алексеевском, против их сметной росписи, какову они подали в Оружейной палате” (Стлб. 190 г. № 31; ср. стлб. 190 г. № 325); в царских же хоромах, на Пресне, писал в столовой стенное письмо; у Спасского собора, что у великого государя в Верху, расписывал “снаружи дорожники и от краснаго крыльца стену”. Написал две персоны царя Алексея Михайловича, распятие Господне, “образ Предста Царица и образ Иоанна Богослова”. Писал стенное письмо в новых деревянных царских хоромах (Стлб. 190 г. № 1).

6 февраля 1683 г. велено было Ивану Безмину написать в хоромы к царевне Феодосии Алексеевне “на полотнах образ Царь Царем, да образ Бога Отца, да образ Беседует Иисус Христос со учениками (в другом документе читаем: „образ Спаса Вседержителя да образ Христос со учители беседует“), мерою в вышину по 2 аршина, в ширину по 3 аршина”. 20 марта Безмин исполнил этот заказ (Стлб. 191 г. № 326 и 538).

С апреля по сентябрь Безмин писал “иконы живописным письмом: Страшный суд, Живоносный источник и Всем скорбящим радость” (Стлб. 191 г. № 757 и 802).

29 августа Ивану Безмину велено было написать “по разным камкам” полковое знамя “против образцоваго знамени”, писанного золотом и серебром, и которое было в полку у полковика Лаврентия Сухарева (Стлб. 192 г. № 89).

Вместе с Салтановым Безмин писал окна, двери, наличники “разными красками по золоту” в деревянных хоромах царевны Софии Алексеевны — в двух верхних комнатах и одной “исподней” (Стлб. 192 г. № 251) (Успенский 1910:27).

В 1683 г. у него были учениками Дмитрий и Федор Балашовы (Стлб. 192 г. № 309) (Успенский 1910:20–21).

1 января 1684 г. цари велели дать Безмину “за его доброе мастерство и многую работу 10 аршин алаго атласа самого добраго виницейскаго, по 23 алтына 2 деньги за аршин” (Стлб. 192 г. № 328).

9 июня того же года он вместе с Салтановым был послан в Коломенский дворец “досматривать” ветхости стенного письма (Стлб. 192 г. № 757).

В том же месяце Безмин пишет вместе с иконописцами в Вознесенском монастыре “из сыра над западными дверьми в киоте образ Пресвятыя Богородицы с омофором, посторонь преподобных — в схимах, над дверьми — деисус в трех лицах и по сторонам дверей двух ангелов и столбы у дверей” (Стлб. 192 г. № 772).

10 октября 1684 г. велено было у Ивана Безмина сделать рамы с флемованными дорожниками, расписать их красками и насыпать стеклярусом, к образу св. муч. Софии, писанному на крашенине (размер: 2 арш. на 1,5 арш. Стлб. 193 г. № 30).

19 декабря того же года Салтанову и Безмину велено было написать “с великим поспешением” в нижней комнате царевны Софии Алексеевны на подволоке — беги небесные (Стлб. 193 г. № 289 и 298).

С 1 декабря 1684 г. до сентября 1685 г. Иван Безмин был во главе живописцев, расписывавших “новопостроенныя каменныя средния комнаты” царевен и нижние деревянные комнаты царицы Натальи Кирилловны. Он заведовал общим ходом живописных дел и вместе с Симоном Ушаковым свидетельствовал достоинство красок. Работы эти были в высшей степени интересные, о чем можно судить хотя бы по следующему перечню картин, написанных живописцами в названных “комнатах”.

“А какия притчи, — читаем мы в документе, — в которой комнате на стенах и на подволоках и в сводах написаны, и в тех притчах подписаны подписи, выбрав из Библии, а по тем подписям в тех комнатах живописныя письма, что в которой комнате, и на которой стене, и в своде, и на подволоках написано, и то описанно для ведома имянно. В комнате царицы… Натальи Кирилловны на подволоке: „Приведение ко Ироду“, „Приведение к Пилату“ и „Умы руце Пилат“, „Бичевание у столпа“, „На лобном месте, когда народ вопияху: возьми, возьми, распни его“; „Господь несет крест на Голгофу“, „Положение во гроб“, „Воскресение“, „Сошествие во ад“, „Отечество“. На стене западной стороны, меж окон, в трех местах, — в среднем „Распятие Господне“, по сторонам — в двух местах образ Пресвятыя Богородицы, Иоанна Богослова. А на иных стенах в той же комнате и в меньшей комнате же на стенах же и на подволоке, какия притчи написаны, и те притчи не описаны для того, как у тех притчей подписи подписать, указу о том не было.

В комнате… царевны… Софии Алексеевны, что от Троицкаго подворья, написано стенным же живописным письмом, — на восточной стене в переднем углу — от окна: „Распятие Господне“; от Распятия к южной стене в окне на одной стороне образ Иоанна Предтечи, на другой стороне Иакова брата Господня; на своде в том же окне глава Иоанна Предтечи да херувим; подле окна в углу под сводом, ниже коймы, херувим; от окна на стене южныя страны к дверям „Воскресение Христово“; над дверьми, что в другую комнату, — „Господь несет крест на Голгофу“; от печи к дверям: „Симон Киренейск Господу крест нести на Голгофу поможе“; а ниже того писаны ленчавты.

По другую сторону печи, у других дверей, на западной стене: „Привязание у столпа“; над дверьми — Нерукотворенный Спасов образ; по другую сторону дверей — к северной стране — „Положение во гроб“; на северной стране, в углу, под сводом, ниже каймы, херувим; посторонь окна — архангел Гавриил.

В окне на одной стороне — апостол Андрей; на другой стороне — апостол Матфей; на своде тогож окна ангел да херувим. По другую сторону тогож окна под сводом, ниже каймы, херувим; меж окон „Воин тернов венец Христу на главу возложиша“.

В другом окне на одной стороне апостол Петр, на другой стороне — апостол Павел.

На своде того окна: „Петру плашаница с небеси явися“; ниже того — херувим. Над стенами в своде, на восточной стене: „В вертограде Христос Отцу молится, егда воини… приближишася“. На южной стране: „Июда лобзанием Господа предает“. На западной стене: „Преведение к Пилату“ и „Умы руце Пилат“.

На северной стене: „Приведение к Каиафе“. Под окнами и под притчами, над лавками писаны бархаты.

В другой комнате еяж… царевны, что возле вышеписанной комнаты, на восточной стране, от северныя страны, в окне — царь Давыд; на другой стороне — царь Соломон. В том же окне на своде — образ Пресвятыя Троицы; а ниже тоо образа — херувим.

В другом окне на одной стороне царь Константин; на другой стороне великий князь Владимир.

В том же окне на своде образ Знамения Пресвятыя Богородицы; а ниже того херувим.

Меж окон: „Как жила Пресвятая Богородица во церкви Соломонове“. Возде другого окна, в углу, под сводом, — серафим. От того окна на южной стране до дверей — стена, где быть иконостасу, выкрыта киноварем сплошь.

Над дверьми шпренгель и посторонь дверей столбы росписаны по золоту.

По другую сторону дверей, на чуланной стене, с западныя стороны: „Моление царя Давыда, — став на одре своем глагола: Господи, слезами моими постелю мою омочу“.

Подле того чулана на западной двери, к печи, — „Возраст человеческаго живота“.

По другую сторону печи, на северной стране, у дверей, которыя двери из первой вышеписанной комнаты написаны: „Душа чиста, аки девица преукрашена всякими цветы“. Над дверьми шпренгель и посторонь столбы росписаны по золоту.

По другую сторону дверей к восточной стране „Благовещание Пресвятыя Богородицы“. Над стенами в своде на восточной стране: „Когда беже в Египет Пресвятая Богородице с Превечным Младенцем и со Иосифом, и впаде в разбойники“. На южной стране: „Рождество Христово“ и „Когда волсви от Вавилона ко Христу приидоша и миро, злато, кадило принесоша“. На западной стране: „Прииди, ближняя моя“, да „Коронование Пресвятыя Богородицы“. На северной стране: „Когда Пресвятыя Богородица молилась на горе масличной“. На стенах под окнами и под притчами до лавок писаны бархаты.

В наугольной комнате… царевны… Екатерины Алексеевны, что от соборной церкви, написано стенным же живописным письмом, на южной стороне меж окон „Воскресение Христово“; от восточныя страны, в переднем углу, на южной же стене у окна — ангел Господень.

В окне на одной стороне — персона великаго государя царя Алексея Михайловича… на другой стороне — персонаж… царицы… Марии Ильичны.

В другом окне на одной стороне — персона… царя… Феодора Алексеевича… на другой стороне — персонаж… царевича и великаго князя Алексея Алексеевича…

У того окна к западной стороне, к дверям: „Вечерь Тайная“; над дверьми — Нерукотворенный Спасов образ. По другую сторону дверей, у печи: „Привязание у столпа“. На северной стороне у печиж: „Воин тернов венец возложи[ша] на Христа“. Над дверьми образ Пресвятыя Богородицы с мечем. На дверях дорожники золочены, а меж дорожников выкрыто голубцом с белилы — облака и свет.

От дверей к восточной стране — „Положение во гроб“. На восточной стране, — меж окон, — Распятие Господне. От южныя страны на той же стене в переднем углу, у окна, ангел Господень; да под сводом ниже каймы — херувим.

В окне по сторонам — персоны… царя Иоанна Алексеевича и… царя… Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев.

В другом окне, что к северной стране, по сторонам, персоны… царевны… Софии Алексеевны… и царевны… Екатерины Алексеевны. В том же окне под сводом — херувим; у тогож окна в углу — ангел Господень.

Над стенами в своде, на восточной стране: „Во вертограде молится Христос“ да „Июдино лобызание“. На южной стране: „Христос к Каиафе представился“. На западной стране: „Приведение к Пилату“, и „Умы руце Пилат“, да „Иисус несет крест на Голгофу“. На северной стране: „Пригвождение ко кресту“, да „Снятие со креста“. От окон и под притчами до полу писаны ленчавты.

В комнатеж, что написана великих же государынь благоверных царевен изо шти комнат подле вышеписанной комнаты… царевны… Екатерины Алексеевны, на восточной стране, меж окон, — Распятие Господне. В окнах на сводах — херувимы; а по сторонам выкрыто голубцом; а что писать, о том указу не было. Посторонь окон по углам на той же стене ангели Господни. От восточной страны на южной стране стена к дверям, где быть иконостасу, выкрыта киноварем. Над дверьми шпренгель и посторонь дверей столбы росписаны по золоту. Посторонь дверей к западной стране: „Егда Иисус в Иерихон идяше, и Закхей же мытарь зрети на Него желает“. На западной стране к дверям: „Некая жена у Христа нозе власы отре“; у дверей столбы и шпренгель росписаны по золоту. По другую сторону дверей к печи: — „Моисею Бог в купине явися“. На северной стране печиж, у дверей же, — „Павел апостол в кошнице из города спущен бысть“; и у дверей шпренгель и столбы росписаны по золоту.

По другую сторону дверей к восточной стране: „Величит душа моя Господа“. Над стенами в своде, на восточной стране, — Преображение Господне.

На южной стране: „Жена некая именем Марфа прия в дом свой… и сестра ей бе нарицаемая Мария“. На западной стране „Вход во Иерусалим“. На северной стране: „Младенцев ко Христу мнози приношают… (апостолы) се возбраняют“. Под окнами и под притчами ленчавты.

А в другой комнате, что… меж комнаты… царевны Екатерины Алексеевны и меж судебной палаты, какия притчи написаны, о том описи нет для того, что о подписке тех притчей, как подписать, совершеннаго указу не было.

Да изо шти ж комнат в дву комнатах стены и своды для живописнаго письма ж выгрунтованы; в том числе в одной комнате в притчах лица написаны… По указу… царевны Екатерины Алексеевны, в верхней наугольной комнате, что [от] соборныя церкви, и в другой комнатеж, что подле той комнаты, с перегородкою, на всех стенах под окнами и под притчами до полу по грунту выкрашено было киноварем сплошь, и по киноварю написаны изорбафныя травы разными цветными красками” (Оп. 34. № 963) (Успенский 1910:30).

В июне 1685 г. Иван Безмин вместе с Ермолой Прокофьевым и некоторыми иконописцами писал “изсыра” в Вознесенском монастыре над западными дверьми в киот образ Пресвятой Богородицы с омофором, — “посторонь преподобные в схимах, над дверьми деисус в трех лицах и по сторонам дверей два ангела и столбы у дверей” (Стлб. 192 г. № 772; ср. стлб. 193 г. № 106) (Успенский 1910:222).

26 сентября 1685 г. Ивану Безмину цари пожаловали 20 руб. “для его пожарнаго разорения” (Стлб. 194 г. № 113) (Успенский 1910:30).

В мае 1685 г. Ивану Безмину даны были доски по 11 вер. в вышину и по 6 вер. в ширину и меди для царских врат в Новодевичий монастырь (Стлб. 193 г. № 767) (Успенский 1913–1916. Т. 1:261). [По другим сведениям, Безмин получил шесть медных досок шерсти вершков длиной и одну - одиннадцати вершков для написания на них евангелистов и “Тайной вечери”. Написанные им сюжеты в настоящее время находятся на царских вратах Смоленского собора. (Цюрик 1968) - Ред.]

В ноябре того же года Безмин сделал рамы “к образу Распятия (2 х 1,5 арш.) из хором царицы Натальи Кирилловны” (Стлб. 194 г. № 244) и “к резному образу св. великомученицы Екатерины из хором царевны Екатерины Алексеевны” (Стлб. 194 г. № 265) (Успенский 1910:30).

В 1685 г. к Ивану Безмину в ученики были определены Константин Романов Виленский и Василий Федоров (Стлб. 194 г. № 224 и 348).

8 декабря того же года “думный дворянин Михайло Тимофеевич Лихачев, — читаем мы в одном архивном документе, — выдал из хором… царевны… Екатерины Алексеевны образ Пресвятыя Богородицы, на престоле сидящей, с Предвечным Младенцем, мерою в вышину 2,5 вершка, в ширину 3,5 в.; образ великомученицы Екатерины, писан на рудожелтой камке, в золоченых флемованных рамах, мерою в вышину аршин 1,5 вершка, в ширину аршин без дву вершков; образ великомученика Демитрия поясной, мерою в вышину 6,5 в., в ширину 4 вершка; образ мученицы Варвары, мерою в вышину 6,5 в., в ширину 5 1/4 в., — в золоченых флемованных рамах; образ преподобныя Марфы, над нею два ангела по сторонам, держат ветви, посреди — вверху — во облаке Спасителев образ, мерою в вышину 9,5 в., в ширину 7 в.; образ мученицы Варвары, писан на железе, мерою в вышину 9,5 в., в ширину 7,5 в. А приказал сделать к образу Пресвятыя Богородицы киот резной, каков у мученицы Екатерины, что делают к ней же государыне царевне в хоромы, а к образу мученика Димитрия рамы флемованные против тех, что у мученицы Варвары, а к образу преподобныя Марфы против рам же, что у образа мученицы Варвары, которая писана на железе, а к образу мученицы Екатерины рамы столярския с дорожниками, мерою в вышину 5,5 вер., в ширину аршин без дву вершков, в отделке, а чего не достанет образа, и то пришить снизу такияж камки и приписать вновь. — И того числа о тех рамах память к Ивану Безмину послана” (Стлб. 194 г. № 306).

19 июля 1686 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи “указали сыскное дело о Иване Безмине и его Ивана прислать в разряд к думному дьяку Василью Григорьевичу Семенову с товарищами” (Стлб. 194 г. № 930).

В чем состояло это “сыскное дело” из документа не видно. В разряде Ивану Безмину пришлось быть довольно долго. В окладнойрасходной книге Оружейной палаты на 1687–1688 гг. (196 г.) об Иване Безмине замечено: “Отослан в разряд” (Оп. 34. № 964) (Успенский 1910).

21 июля 1686 г. Иван Безмин от дела был отставлен и сослан в г. Козлов, в распоряжение стольника и воеводы Ф. Г. Давыдова. Причиной опалы было то, что он не выполнил приказа царицы Натальи Кирилловны “списать персону” с умершего сына ее брата, Л. К. Нарышкина (Овчинникова 1955).

В апреле 1690 г. Иван Безмин писал в своей челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “В прошлом во 195 году послан я, холоп ваш, на вашу великих государей службу и, будучи я на вашей безкорыстной службе, терпел всякую нужду, и за крепости многажды с разными людьми по вестям ходил, и в разбор ратных людей прибылых ученил, и сверх писцовых и разборных книг сыскал прописных дворов с двести, и с них ваш великих государей хлеб сбирал и на Дон, по указу вашему великих государей, я — холоп ваш отпускал. Милосердые великие государи цари… пожалуйте меня — велите мне свое жалованье на нынешний 198 год выдать, а то ваше великих государей жалование мне из Большия казны в Оружейную палату взято окладу” (Стлб. 198 г. № 816).

26 апреля 1690 г. цари велели Безмину “быть у своих великих государей дел в Оружейной палате попрежнему” (Стлб. 198 г. № 816) (Успенский 1910). Его оклад составлял 144 руб. и 50 руб. кормовых, что меньше, чем у Ивана Салтанова, но в несколько раз больше, чем оклады иконописцев (Викторов 1883:454).

До 1696 г. Иван Артемьевич Безмин состоял на службе в Оружейной палате, но после этого времени имени его в архивных документах мы не встречаем. В ведомости же о приходе и расходе денежной казны по Оружейной палате за 1701 г. в числе живописцев уже нет имени Безмина — вероятно, он скончался в исходе XVII в.

В Оружейной палате сохранилось два сотенных знамени, писанных Иваном Артемьевичем Безминым.

Первое из них (№ 4082) с изображением на одной стороне мученика Христофора с прапором в одной руке и с крестом в другой; по кайме надпись: “О страстотерпче Христов Христофоре, прииди на помощь благочестивому нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, способствуй победить враги его видимыя и невидимыя”. На другой стороне знамени — животворящий крест Господень и по кайме надпись: “Се велие во бранех оружие и защищение, стена непобедимая, благочествым царем и всем православным христианом на враги же велиа победа и разорение”.

На одной стороне второго знамени (№ 4083) представлен муч. Прокопий на серебряном коне, по сторонам его — две серебряные звезды; на другой стороне — крест Господень. Надписи на знамени подобны вышеприведенным.

[Далее А.И.Успенский дает подробное описание трех икон Распятской церкви Большого Кремлевского дворца: “Страшный Суд”, который он приписывает Ивану Безмину, “Снятие с креста” и “Воскресение Христово”, которые считает совместной работой Безмина и Салтанова. Иконы эти сохранились, но считаются произведениями ВАСИЛИЯ ПОЗНАНСКОГО (см.)]. (Успенский 1910).