Иван Артемьевич Безмин
Иван Артемьевич Безмин (Безминов Иван Артемонович; 1653 — между 1696 и 1701 гг.) — русский иконописец, один из мастеров Оружейной палаты. Воспитал 37 учеников.
Точно атрибутированных иконописных работ Ивана Безмина не сохранилось. В Оружейной палате хранятся два сотенных знамени его работы.
Биография
По происхождению дворянин, сын оружейного мастера Артемия Безмина, вероятно, шляхтича. С детства имел склонность к живописи, после смерти отца в 1661 году был отдан в ученики к мастеру Оружейной палаты Станиславу Лопуцкому. В 1666 году в Оружейной палате были рассмотрены работы Ивана Безмина и Дорофея Ермолаева: «принесли они в Оружейную палату мастерства своего два листа, на них написано по холсту живописным письмом цесари римские; а ныне де они пишут с мастером своим знамя, а на нем де написано 14 печатей разных государств». Работы получили положительную оценку, Ивану стали платить кормовых денег по 2 алтына.
С 1667 году в учениках у Даниила Вухтерса.
В 1668 году выполнил свою первую самостоятельную работу — роспись столовой царевича Алексея Алексеевича.
Участвовал в выполнении стенописи церкви Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (1679 год), росписи и починке стенописей в дворцовой церкви святой Евдокии (1678 год), стенописи при западном входе собора Вознесенского монастыря (1685 год).
С конца 70-х гг. XVII века по царским заказам писал иконы на холсте. В 1680 году совместно с Богданом Салтановым написал цикл евангельских притч для церкви Спаса Нерукотворного, а для дворцовой молельни композиции «Страшный Суд», «Снятие с Креста», «Воскресение Христово», «Вознесение» и «Мария Магдалина». В 1683 году написал образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ставший первым примером данной иконографии в русской живописи. Кроме холста писал по металлу и на дереве.
Иван Безмин состоял на службе в Оружейной палате до 1696 года. Затем его имя в документах не упоминается. Ведомость о приходе и расходе денежной казны по Оружейной палате за 1701 год уже не содержит его имени. Вероятно он умер в конце XVII века.
Безмин Иван Артемьевич — Иконописец при Московской Оружейной палате, времен царя Алексея Михайловича. Учился сначала у Лопуцкого, который был скорее авантюристом, чем живописцем, и ничему не научил его. Потом с 1667 г. Безмин учился у Даниеля Вухтерса рисованью на глаз. Еще у Лопуцкого Безмин, вместе с Ермолиным, товарищем по учению, выполнил (1666 г.) одну сцену из "Триумфа" имп. Максимилиана, с гравюры, дав своему произведению название: "Цесари римские на конях".
В 1669 г. Безмин, под руководством Вухтерса, написал "Образ Товии Милостивого". Потом он изображал иконы на знаменах и писал, вместе с Ермолиным, "притчи" на изразцах для печей в парадных царских светлицах. Кроме того он много трудился, вместе с Никифором Бовыкиным, над изготовлением игрушек для царевича Петра. В 1673 г. он делал для него две кисти золотые и ворвотки (подвижные шарики на шнурках), обнизанные жемчугом.
Автор портрета царя Федора Алексеевича (Государственный исторический музей).
В 1674 г. Безмин писал пять знамен маленьких по разным тафтам, в обе стороны, солнце, и месяц, и звезды. В 1675 г. он делал бабу деревянную, потешную, в хоромы к царевичу. В том же году Безмин золотил запасные "потехи" царевичу: булавы, буздыханы, ножи, шестоперы, чеканы и пр.
В 1685 г. он делал налой точеный, столярский, за что получил награды к Светлому Христову воскресению — 10 руб. За свое искусство Безмин был пожалован в дворяне.
Живописец, московский дворянин. Отец Ивана Безмина Артемий “взят” был 20 апреля 1660 г. с Устюжны Железнопольской в Оружейную палату в ствольные мастеры. Он сдал сюда два ствола “винтованных травчатых” и позолотил их. Царь Алексей Михайлович пожаловал ему 30 июня этого года “за ствольное дело” сукно доброе кармазиновое (Успенский 1910).
Из Устюжны Артемий Безмин был переведен в Бронную слободу, также подчиненную Оружейной палате. Бронная слобода после “морового поветрия” активно заселялась “выходцами изза Литовского рубежа”. Возможно, к их числу принадлежал и Артемий Безмин. Дворянское звание сынаиконописца может объясняться тем, что отец его был шляхтичем. В переписной книге Бронной слободы 1664 г. описан двор “ствольного мастера Артемьевской вдовы Устюжанина”, с упоминанием Ивана Безмина: “у нее сын Ивашко одиннадцати лет, делает вощаные свечи”. Следовательно, художник родился в 1653 г. (Лаврентьев 1994).
Осенью 1661 г. Артемия Безмина послали “к железным заводам, и там ему Артемию и смерть случилась”.
После его смерти остались мать, жена Матрена и четверо детей ( Стлб. по Оп. 23. № 377 171 г. и № 326 168 г.).
Иван был тогда еще мальчиком; вероятно, у него были наклонности к живописи, почему его и отдали учиться к живописцу Станиславу Лопуцкому.
В 1662 г. Иван Безмин получал по алтыну в день.
В 1664 г. он просил царя дать ему одежду, так как, говорил он, — “платьишком ободрался — ни сапоженок, ни рубашенок купить” было “нечем”. 7 марта этого года он получил “телятинные сапоги” и зеленого сукна на кафтан (Стлб. № 110 172 г.), а 10 ноября и шубу (Стлб. 173 г. № 358).
В 1665 г. Станислав Лопуцкий заявил в Оружейной палате, что Безмин “к живописному делу впредь будет прочен и учится с радением” (Стлб. 174 г. № 26).
В 1666 г. вдова Артемия Безминова Матрена Васильевна била челом царю, что ее мужа «на твоеи великого государя службе убили», а ее сын Иван в учениках «у живописного дела». просит дать ей хлебное жалование «докул сынишко мои будет у твоего государева живописного дела в учениках».
15 мая 1666 г. ей было дано хлебное жалование «для того, что сын ее Ивашка учица живописному писанию с раденьем» (Ф. 396 Оп.1. Ч.8. 174 г. № 10077 Л.1 – 2)
В начале 1666 г. Иван Безмин вместе с товарищем своим Дорофеем Ермолаевым [Золотаревым], также учеником Лопуцкого, подал царю челобитную о прибавке им “поденнаго корма”. На челобитной в Оружейной палате была сделана помета: “Написать, что они ныне делают, и их допросить, чему они у мастера выучились, а мастера допросить, что они умеют, и чтобы они принесли ученья своего дела”. 17 февраля Безмин и Ермолаев “в допросе сказали: пишут де они всякое живописное письмо собою, как им мастер Станислав укажет, и в нынешнем во 174м году принесли они в Оружейную палату мастерства своего два листа, на них написано по холсту живописным письмом цесари римские; а ныне де они пишут с мастером своим знамя, а на нем де написано 14 печатей разных государств. А мастер их Станислав Лопуцкий в допросе сказал те же речи, что и ученики его сказали”. Образцы “живописнаго письма”, принесенные в Оружейную палату Безминым и Ермолиным, здесь произвели благоприятное впечатление, — и живописцы получили “по кафтану суконному… по киндяку, по сапогам… по шапке…”, чтоб “они и впредь тому делу учились с радением”; поденнаго же корма с этого времени Безмин и Ермолаев стали получать по два алтына (Стлб. № 365 174 г.)
12 февраля 1666 г. “окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово да стольник Афанасий Иванович Нестеров… приказали живописнаго дела мастеру Станиславу Лопуцкому за его раденье”, что он учеников Ивана Безмина и Дорофея Ермолаева “учит с радением и мастерства своего от них не скрывает и впредь тем ученикам его учение будет прочно, — дать государева жалования тафту добрую… 10 чет. муки ржаной, 3 чет. круп овсяных, 5 ведер вина, два пуда соли” (Стлб. № 365 174 г.) (Успенский 1910:161).
Однако вскоре Безмин и Ермолаев изменили свое показание, когда в Оружейной палате являлся новый иностранный художник Даниил Вухтер, и с 1 марта 1667 г. были отданы в ученики к этому последнему (см. об этом подробнее под словом Лопуцкий).
В 1668 г. Безмин расписывал новую столовую царевича Алексея Алексеевича (Стлб. № 635 176 г.).
В 1669 г. Иван Безмин и Дорофей Ермолаев по золоту расписывал разными цветами “лубья” (для саадаков) (Стлб. № 953 170–183 г.).
25 июля 1670 г. отдан в ученики живописцу Ивану Безмину иноземец Антон Павлов (Стлб. № 363 178 г.).
В том же году Безмин “писал три юфти саадаку” и “две братины” (Стлб. № 620 178 г.), “Товию милостиваго”, печные изразцы в новые государевы хоромы, аспидил три ящика в хоромы к царевне Ирине Михайловне.
В том же году писал на знамени “образ Спасов Вседержителя со святыми да разных государств печати в клеймах” (Стлб. № 68 179 г.).
В 1671 г. к Безмину был определен еще один ученик Евтюшка Богданов (Стлб. № 122 179 г.).
В том же году у Безмина значатся следующие ученики: Василий Познанскй, Киприан Матвеев [Урбановский], Симон Григорьев и Антон Павлов [Байковский] (Стлб. № 57 180 г.).
В 1671 г. Безмин золотил стул деревянный точеный для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 71 180 г.); в 1672 г. золотил и красками расписывал “медный большой прорезной выносной” фонарь из Успенского собора (Стлб. № 97 180 г.); писал два подсвечника деревянные в хоромы к большим царевнам (Оп. 34. № 957 180 г.); в следующем году — перила и двери в верхнем саду у царевича Феодора Алексеевича, знамя с изображением Нерукотворенного Спаса — в поднос к государю (Оп. 34. № 957 181 г.).
В 1673 г. Безмин вместе с Дорофеем Ермолаевым [Золотаревым] написал два знамени с изображением на них — на одном Нерукотворенного Спаса и Иисуса Навина, на другом — вмч. Георгия (Стлб. № 186 181 г.).
В том же году писал знамя “полковое”, с изображением на нем “образа Спаса Нерукотвореннаго против образцоваго знамени, которое знамя писано блаженные памяти при великом царе Иоанне Васильевиче всея Руси” (Стлб. № 243 181 г.).
В 1674 г. вместе с Иваном Салтановым и Дорофеем Ермолаевым Безмин написал “в новыя” царския “деревянныя хоромы подволоки на польских широких полотнах разныя притчи — Ионы пророка, Есфири, Моисея пророка” (Оп. 32. № 1666 182 г.).
В том же году Безмин написал полковое “знамя „в поднос“ государю к неделе св. Пасхи” “против того знамени, каково послано в Посольский приказ в посылку к новому гетману” (Стлб. № 397 182 г.). Писал два потешных прапора для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 34 183 г.) (Успенский 1910).
23 декабря 1674 г. царь приказал Ивану Безмину к выезду против персидских послов изготовить “сто пар крылья”, “которыя живут на сокольниках”: починить и у дела быть (крылья были изготовлены для особого наряда Сокольничей сотни, которая на выезде против послов 29 января 1675 г. была одета “в пансырях, и с щиты, и с копьи с змеиными”, на которых развевались писанные же изображения змей) (Забелин 1894. Вып. 2:121).
В 1675 г. Безмин написал 50 древок витых к копьям “на змеи, которыя деланы на копья к выезду персидских послов” (Стлб. № 226 183 г.); к Пасхе того же года в поднос государю написал пять знамен, из них одно полковое, с изображением по белой камке государских гербов и по каймам — оружейной брони, и четыре сотенных, на которых были представлены — на первом царь Давид, на втором — царевич Дмитрий, на третьем — мученик Прокопий, на четвертом — Андрей Стратилат. На других сторонах знамен были написаны кресты о пяти степенях (Стлб. № 341 183 г.) (Успенский 1910). В мае написал на тафте знамя — образ Спаса Еммануила. 24 марта 1676 г. ему было велено “сделать у образа Дмитрия Селунского поля левкасом против сего, чеканной же, и вызолотить, да в запас написать 20 яиц розными краски по золоту и по серебру” (Забелин 1894. Вып. 2:122, 124).
В апреле 1676 г. Безмин золотил кресла новые государю (Стлб. № 258 184 г.), сделал в мае кровать резную царю, ларцы, шкатуны, сундуки и два больших поставца (Стлб. № 281 184 г.).
Летом того же года он писал “четыре иконостаса в церковь Спаса Нерукотвореннаго, что у великого государя на сенях, — праздники, деисус, пророки, праотцы… тябла, столбы и 4 киота — резные против Евдокиинских” (Стлб. № 369 184 г.) (Успенский 1910:24).
В 1676 г. боярину Богдану Хитрово велено было взять “…в Оружейную палату у живописца Ивана Безмина книгу Библию писменную в лицах на латинском языке в переплете в четь, переплетена в белую кожу. За нее дали 5 руб.” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Д. 16810. Л. 1–2) (Вьюева 1994:23; Викторов 1883:446 ).
В декабре 1676 г. написал в церковь Николы Явленого за Смоленскими воротами к образу Николы: два подсвечника деревянных резных, два тябла резных к деисусам и праздникам. В январе 1677 г. золотил в новых деревянных хоромах киоты, рамы и писал распятие Господне. В июле он продолжал золотить киоты и рамы к портретам ( Викторов 1883:444–445).
В 1677 г. Иван Безмин бил челом, “чтоб великий государь его пожалывал за многия его приказныя и верховныя дела… кормовыя деньги 65 руб. 23 алт. 2 деньги справить ему в оклад против иконописца Симона Ушакова”. При этом челобитчик “подал государственным делам роспись, сверх своих живописных дел, и что учеников выучил, и колько человек у него Ивана учатся. По указу блаженныя памяти царя Алексея Михайловича, ему великому государю делал он на иордань 2 места слюдяных, да в Конюшенный приказ сани резныя большия с печатьми, да кареты полевую новым образцом; четверы сани против резных… Да ныне по указу великаго государя Феодора Алексеевича… ему делал кровать резную большую, да в Спасскую церковь, что у великаго государя на сенях, иконостас и золотил он же. Да он же Иван выучил живописному своему мастерству трех человек учеников, а ныне у него учатся 4 человека”. Просьба Безмина была удовлетворена (Оп. 32. № 1782 186 г.) (Успенский 1910:24).
Среди учеников был в 1677 г. Петров Михаил [Фирсов] (Стлб. № 314 185 г.) (Успенский 1910:203).
Еще при жизни царя Алексея Михайловича (то есть до 1676 г.) Ивану Безмину отдан был “в научение живописного письма” Смольянинов Лука Кондратьев, живописнаго письма ученик; из стрельцов приказа стольника и полковника Ивана Полтева (Успенский 1910:256).
В марте 1677 г. у Ивана Безмина были ученики: Антон Павлов, Киприан Матвеев, Евстафий Федотов, Елисей Иванов, Михаил Петров, Михаил Селиверстов (Забелин 1894. Вып. 2:128).
В марте 1677 г. Иван Безмин “золотом и серебром росписывал в новыя деревянныя хоромы к государю „три круга больших резных деревянных, два киота образных, золотил 4 рамы к трепарям московским святителям, писал Распятие Господне и к тому Распятию рамы“ (Оп. 34. № 957. Л. 341); золотом и серебром золотил жертвенник деревянный резной с дверьми, да пять глав с крестами, да столбы прорезные, да около жертвенника ангелов, с рипидами стоящих, в церковь Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великаго государя на сенях, вышиною жертвенник 3 арш. 2 в., шириною 1 1/2 арш.” (Там же. Л. 352).
В августе 1677 г. у Ивана Безмина была преобретена для государя “библия писменная в лицах, которая писана на латинском языке и переплетена в белую кожу” (Там же. Л. 451).
В том же году для царя расписал стол (Стлб. № 341 158 г.).
В том же году (около 11 мая) Иван Безмин овдовел (Стлб. 185 г. № 461).
По приказанию царя Иван Безмин Написал в хоромы к государю “по золоту киот деревянный прорезной — к образу Пресвятыя Богородицы Одигитрии да два киота деревянных резных же в кружала, да он же Иван написал на полотне Образ Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” (Стлб. № 4 186 г.) (Успенский 1910).
25 января 7186 (1678) г. Иван Безмин “писал государскую персону у государя на дому, ему великому государю в хоромы” (Викторов 1883:447).
В начале 1678 г. Иван Безмин писал стенопись в церкви преп.муч. Евдокии, во дворце, “и иныя многия верховныя дела”, а также “6 знамен полковых по разным камкам и тафтам и 7 знамен сотенных разных святых по разным камкам” (Стлб. 186 г. № 515) (Успенский 1910).
В июле 1678 г. Ивану Безмину и Ивану Салтанову было велено написать на 10 прапорах “государские гербы и разных государств печати, и около тех гербов расписать травы розными краски”. В декабре вместе с Иваном Салтановым и другими пишет в новых деревянных царицыных хоромах разные притчи на стенах и на подволоках. Расчет за них получил в сентябре 1679 г.
В мае 1679 г. Иван Салтанов, Иван Безмин и Дорофей Ермолаев писали к государю в деревянные хоромы подволоки разные притчи: 1. Притча Ионыпророка; 2. о Свирии (Эсфири); 3. Притча Моисея пророка. И золотили на эти притчи рамы деревянные резные к подволокам и к стенам в хоромы (Забелин 1894. Вып. 3:173).
Осенью 1679 г. Иван Безмин “разными красками и аспиды” расписывал “новое каменное крыльцо и около Спасскаго собора каменную новую паперть, которая к Спасскому собору и к Грановитой палате, что на площади, переграду каменную, которая делана вновь, да промеж Евдокиинския церкви и промеж приделов Иоанна Белогородскаго и против Галгофы в пещере, да около каменнаго новаго крыльца столбы и на площади и перегородку каменную и новое деревянное крыльцо” (Стлб. 187 г. № 29).
В августе 1679 г. Иван Безмин вместе с Салтановым в новые деревянные хоромы писал на полотнах “разныя царственныя письма” (Стлб. 188 г. № 26).
В это время у Безмина были следующие ученики: Гришка Фторой, Ивашко Чубаров, Микитка Пласухин, Антошка Антипин, Бориска Давыдов и Федька Татарин (Там же) (Успенский 1910). [И. Е. Забелин приводит другой список кормовых учеников, относящийся к тому же году: Герасим Иванов, Антон Антипьев, Никита Иванов, Артемон Евтифеев, Федор Андреев, Иван Трофимов, Никита Васильев, Лука Кондратьев (Забелин 1894). — Ред.]
В октябре того же года Безмин вместе с Салтановым и “Иваном Вахтырем” “писал в новыя деревянныя государевы хоромы евангельския притчи да в церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, что в селе Измайлове, распятие Господне на полотне” (Стлб. 188 г. № 26).
В декабре Безмин с Салтановым писал “у государынь царевен в новой деревянной крестовой разныя притчи по полотну на подволоке и на стенах” (Там же).
Безмин “чинил” “иордань, которая ставится генваря в 6 день для государскаго пришествия на праздник Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”, писал стенопись в церкви Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великого государя в Верху; в ту же церковь написал апостольские проповеди. “Позолотил к образу Пресвятыя Богородицы Боголюбския в Сретенский собор, что у великаго государя вверху; киот деревянный резной, по гулфарбе, и золотил же на каменной цке летописныя слова ко гробу блаженныя памят великия государыни царевны и великия княжны Феодоры Алексеевне в Вознесенский девич монастырь” (Оп. 34. № 956. Л. 249).
На четырех прапорах тафтяных “золотил и серебрил по гулфарбе звезды и репьи, да 10 подвесов тяфтяных же к трубам медным позолоченым для выезду и встречи польских послов” (Там же. Л. 350об).
Вместе с Салтановым Иван Безмин “15 прапоров в разных тафтах росписал цветами”… На тех же прапорах “писал орлы, гривы (т. е. грифы) и разных государств печати” (Оп. 34. № 959. Л. 406об).
Безмин же “позолотил, посеребрил и красками росписал два клироса деревянные резные в церковь преподобномученицы Евдокии” (Оп. 34. № 959. Л. 527об).
В октябре 1679 г. Безмин подал царю челобитную о пожаловании ему “пустой земли”, прилегающей к его дому (“дворишко старинный, — пишет Безмин, — отца моего и мой”), в Бронной слободе, “меж Тверских и Никитских ворот, в Костянтиновской улице” (Оп. 32. Стлб. № 1814 188 г.).
“По государеву милостивому именному указу” Безмин был “пожалован по московскому списку”, с “годовым денежным жалованием” по 65 руб. 23 алт. 2 деньги (Оп. 32. Стлб. № 1815 188 г.).
У Безмина состоят учениками стрелец Лукашка [Артемий? — Ред.] Сазонов (последний с 9 ноября 1680 г.) (Там же. [Оп. 34. № 961? - Ред]. Л. 201) и Андрюшка Саврасов (Там же. Л. 201) (Успенский 1910:26). Петров Василий, живописного письма ученик, учился у Ивана Безмина с 20 июля 1881 г.; получал по 6 денег в день (Оп. 34. № 962. Л. 201об) (Успенский 1910:202). В 1681 г. у него учился Попов Леонтий (Левка) (Стлб. 189 г. № 329) (Успенский 1910:219). [Ссылаясь на тот же столбец, А. И. Успенский пишет, что учениками Ивана Безмина были также Федор Васильев и Юрий Васильев. — Ред.]
В 1679 г. Иван Безмин в Верхоспасском соборе писал стену аспидом почерепашному и в том же храме написал 600 дубовых кирпичей черным и зеленым аспидом, и тем кирпичом был выстлан пол церкви “для государского пришествия” (Извеков 1912/3:38) 19 июня 1676 г. ему дано 10 руб. на покупку леса, из которого надлежало делать иконные доски и на них вновь написать деисус, праздники, пророки и праотцы в Верхоспасский собор (Извеков 1912/3:7).
В 1679–1680 гг. Иван Безмин “писал к великому государю и к государыне царице Агафии Семионовне и государыням царевнам в хоромы деисусы на полотнах и святыя иконы на цках и поставцы, кровати, столы и стенное письмо и иныя многия дела” (Оп. 34. № 961. Л. 217) (Успенский 1910). С Василием Познанским и Киприаном Умбрановским “…писали почивали в церкви преподобномученицы Евдокии в алтаре стенное письмо” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 13. Д. 19910. Л. 1; Д. 19945. Л. 1). (В. Н.)
1 января 1680 г. “по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича указу… Ивану Безмину учинено… жалования за его многия приказныя и верховыя дела и доброе его мастерство, что он писал у великаго государя вверху стенное письмо в церквах Спаса Нерукотвореннаго образа и преподобномученицы Евдокии и Иоана Белоградскаго, и в его государских и государыни царицы и государынь царевен в хоромех по полотнам к стенам Евангельския притчи, и в тех же хоромех подволоки и иныя многия дела добрым мастерством, вместо дворцоваго корму и питья против Симона Ушакова по 50 рублев на год” (Оп. 34. № 962. Л. 54об).
В 1680 г. Иван Безмин вместе с Салтановым продолжал писать евангельские притчи на полотнах в церковь Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великого государя в Верху (Там же. Л. 541).
С Салтановым же писал “на полотнах к великому государю вверх на Голгофу страсти Спасителевы, Воскресение, Воздвижение Христово, Марию Магдалину. А те полотна мерую аршина по 3 и по 4” (Оп. 34. № 962. Л. 528об).
В числе “притчей” в новыя деревянныя хоромы царевен Безминым и Салтановым была написана картина: “Что тя наречем, о благодатное небо” (Оп. 34. № 962. Л. 586об).
Писал к великому государю в Верх — деисус, два образа вмч. Феодора Стратилата, великого чудотворца Николая да на полотнах “лунное течение, — солнце, месяц и звезды” (Оп. 34. № 962. Л. 608об).
В дворцовом селе Пахрине Безмин писал в церкви “тябла и иныя церковныя дела” (Стлб. 188 г. № 78). Расписывал новые деревянные переходы — около церкви преп.муч. Евдокии, во дворце (Там же). “Писал клиросы в церкви великомученицы Екатерины, во дворце” (Там же). “Писал стены церкви Иоана Белоградскаго, у великаго государя вверху, — аспидом по черепашному”; “Написал” в том же храме “600 кирпичей дубовых двумя аспидами — черным да зеленым, а тем кирпичем был выстлан пол той церкви для государскаго пришествия”.
Вместе с Салтановым “росписывал цветным аспидом” трое дверей в Сретенский собор, во дворце (Там же), и писал стенное письмо в хоромах царицы Агафии Семеновны (Стлб. 188 г. № 927).
Вместе с Салтановым написал в хоромы царевен притчу: как беседует Иисус со учители (Стлб. 188 г. № 350).
К Пасхе 1681 г. Безмин написал в поднос к государю знамя сотенное. К этому празднику он ежегодно получал в виде, так сказать, наградных по 10 руб. (Стлб. 189 г. № 413).
“Дворянин” Иван Безмин, между прочим, получил царский подарок, кафтан суконный кармазиновый, испод хребтовый белий, с бобровую опушкою и золотыми или серебряными нашивками (Стлб. 189 г. № 157).
За свою “многую” работу в церкви преп.муч. Евдокии (писал стенное письмо в алтарь) Безмин получил камку и сукно кармазиновое (Стлб. 189 г. № 278).
В декабре 1681 г. Безмин в селе Новом Воскресенском, на Пресне, в столовой палате покрывал голубцом подволоку (Стлб. 190 г. № 145) (Успенский 1910).
В 1681 г. Иван Безмин и Иван Салтанов свидетельствовали иконописца Василия Познанского (см. Познанский Василий).
В 1682 г. он писал стенное письмо в новых деревянных хоромах царицы и царевен, в “новопостроенной комнате царевны Марии Алексеевны, которая приделана вновь, — окна, двери и наличники позолотил и росписал цветными краски против писанных комнат государынь царевен”; “прописывал с обеих сторон чердаки на (царских) хоромах” (Там же); росписывал алебастровый гроб; вместе с Салтановым писал “подволоку, которую им велено было написать против столовой, какова в селе Алексеевском, против их сметной росписи, какову они подали в Оружейной палате” (Стлб. 190 г. № 31; ср. стлб. 190 г. № 325); в царских же хоромах, на Пресне, писал в столовой стенное письмо; у Спасского собора, что у великого государя в Верху, расписывал “снаружи дорожники и от краснаго крыльца стену”. Написал две персоны царя Алексея Михайловича, распятие Господне, “образ Предста Царица и образ Иоанна Богослова”. Писал стенное письмо в новых деревянных царских хоромах (Стлб. 190 г. № 1).
6 февраля 1683 г. велено было Ивану Безмину написать в хоромы к царевне Феодосии Алексеевне “на полотнах образ Царь Царем, да образ Бога Отца, да образ Беседует Иисус Христос со учениками (в другом документе читаем: „образ Спаса Вседержителя да образ Христос со учители беседует“), мерою в вышину по 2 аршина, в ширину по 3 аршина”. 20 марта Безмин исполнил этот заказ (Стлб. 191 г. № 326 и 538).
С апреля по сентябрь Безмин писал “иконы живописным письмом: Страшный суд, Живоносный источник и Всем скорбящим радость” (Стлб. 191 г. № 757 и 802).
29 августа Ивану Безмину велено было написать “по разным камкам” полковое знамя “против образцоваго знамени”, писанного золотом и серебром, и которое было в полку у полковика Лаврентия Сухарева (Стлб. 192 г. № 89).
Вместе с Салтановым Безмин писал окна, двери, наличники “разными красками по золоту” в деревянных хоромах царевны Софии Алексеевны — в двух верхних комнатах и одной “исподней” (Стлб. 192 г. № 251) (Успенский 1910:27).
В 1683 г. у него были учениками Дмитрий и Федор Балашовы (Стлб. 192 г. № 309) (Успенский 1910:20–21).
1 января 1684 г. цари велели дать Безмину “за его доброе мастерство и многую работу 10 аршин алаго атласа самого добраго виницейскаго, по 23 алтына 2 деньги за аршин” (Стлб. 192 г. № 328).
9 июня того же года он вместе с Салтановым был послан в Коломенский дворец “досматривать” ветхости стенного письма (Стлб. 192 г. № 757).
В том же месяце Безмин пишет вместе с иконописцами в Вознесенском монастыре “из сыра над западными дверьми в киоте образ Пресвятыя Богородицы с омофором, посторонь преподобных — в схимах, над дверьми — деисус в трех лицах и по сторонам дверей двух ангелов и столбы у дверей” (Стлб. 192 г. № 772).
10 октября 1684 г. велено было у Ивана Безмина сделать рамы с флемованными дорожниками, расписать их красками и насыпать стеклярусом, к образу св. муч. Софии, писанному на крашенине (размер: 2 арш. на 1,5 арш. Стлб. 193 г. № 30).
19 декабря того же года Салтанову и Безмину велено было написать “с великим поспешением” в нижней комнате царевны Софии Алексеевны на подволоке — беги небесные (Стлб. 193 г. № 289 и 298).
С 1 декабря 1684 г. до сентября 1685 г. Иван Безмин был во главе живописцев, расписывавших “новопостроенныя каменныя средния комнаты” царевен и нижние деревянные комнаты царицы Натальи Кирилловны. Он заведовал общим ходом живописных дел и вместе с Симоном Ушаковым свидетельствовал достоинство красок. Работы эти были в высшей степени интересные, о чем можно судить хотя бы по следующему перечню картин, написанных живописцами в названных “комнатах”.
“А какия притчи, — читаем мы в документе, — в которой комнате на стенах и на подволоках и в сводах написаны, и в тех притчах подписаны подписи, выбрав из Библии, а по тем подписям в тех комнатах живописныя письма, что в которой комнате, и на которой стене, и в своде, и на подволоках написано, и то описанно для ведома имянно. В комнате царицы… Натальи Кирилловны на подволоке: „Приведение ко Ироду“, „Приведение к Пилату“ и „Умы руце Пилат“, „Бичевание у столпа“, „На лобном месте, когда народ вопияху: возьми, возьми, распни его“; „Господь несет крест на Голгофу“, „Положение во гроб“, „Воскресение“, „Сошествие во ад“, „Отечество“. На стене западной стороны, меж окон, в трех местах, — в среднем „Распятие Господне“, по сторонам — в двух местах образ Пресвятыя Богородицы, Иоанна Богослова. А на иных стенах в той же комнате и в меньшей комнате же на стенах же и на подволоке, какия притчи написаны, и те притчи не описаны для того, как у тех притчей подписи подписать, указу о том не было.
В комнате… царевны… Софии Алексеевны, что от Троицкаго подворья, написано стенным же живописным письмом, — на восточной стене в переднем углу — от окна: „Распятие Господне“; от Распятия к южной стене в окне на одной стороне образ Иоанна Предтечи, на другой стороне Иакова брата Господня; на своде в том же окне глава Иоанна Предтечи да херувим; подле окна в углу под сводом, ниже коймы, херувим; от окна на стене южныя страны к дверям „Воскресение Христово“; над дверьми, что в другую комнату, — „Господь несет крест на Голгофу“; от печи к дверям: „Симон Киренейск Господу крест нести на Голгофу поможе“; а ниже того писаны ленчавты.
По другую сторону печи, у других дверей, на западной стене: „Привязание у столпа“; над дверьми — Нерукотворенный Спасов образ; по другую сторону дверей — к северной стране — „Положение во гроб“; на северной стране, в углу, под сводом, ниже каймы, херувим; посторонь окна — архангел Гавриил.
В окне на одной стороне — апостол Андрей; на другой стороне — апостол Матфей; на своде тогож окна ангел да херувим. По другую сторону тогож окна под сводом, ниже каймы, херувим; меж окон „Воин тернов венец Христу на главу возложиша“.
В другом окне на одной стороне апостол Петр, на другой стороне — апостол Павел.
На своде того окна: „Петру плашаница с небеси явися“; ниже того — херувим. Над стенами в своде, на восточной стене: „В вертограде Христос Отцу молится, егда воини… приближишася“. На южной стране: „Июда лобзанием Господа предает“. На западной стене: „Преведение к Пилату“ и „Умы руце Пилат“.
На северной стене: „Приведение к Каиафе“. Под окнами и под притчами, над лавками писаны бархаты.
В другой комнате еяж… царевны, что возле вышеписанной комнаты, на восточной стране, от северныя страны, в окне — царь Давыд; на другой стороне — царь Соломон. В том же окне на своде — образ Пресвятыя Троицы; а ниже тоо образа — херувим.
В другом окне на одной стороне царь Константин; на другой стороне великий князь Владимир.
В том же окне на своде образ Знамения Пресвятыя Богородицы; а ниже того херувим.
Меж окон: „Как жила Пресвятая Богородица во церкви Соломонове“. Возде другого окна, в углу, под сводом, — серафим. От того окна на южной стране до дверей — стена, где быть иконостасу, выкрыта киноварем сплошь.
Над дверьми шпренгель и посторонь дверей столбы росписаны по золоту.
По другую сторону дверей, на чуланной стене, с западныя стороны: „Моление царя Давыда, — став на одре своем глагола: Господи, слезами моими постелю мою омочу“.
Подле того чулана на западной двери, к печи, — „Возраст человеческаго живота“.
По другую сторону печи, на северной стране, у дверей, которыя двери из первой вышеписанной комнаты написаны: „Душа чиста, аки девица преукрашена всякими цветы“. Над дверьми шпренгель и посторонь столбы росписаны по золоту.
По другую сторону дверей к восточной стране „Благовещание Пресвятыя Богородицы“. Над стенами в своде на восточной стране: „Когда беже в Египет Пресвятая Богородице с Превечным Младенцем и со Иосифом, и впаде в разбойники“. На южной стране: „Рождество Христово“ и „Когда волсви от Вавилона ко Христу приидоша и миро, злато, кадило принесоша“. На западной стране: „Прииди, ближняя моя“, да „Коронование Пресвятыя Богородицы“. На северной стране: „Когда Пресвятыя Богородица молилась на горе масличной“. На стенах под окнами и под притчами до лавок писаны бархаты.
В наугольной комнате… царевны… Екатерины Алексеевны, что от соборной церкви, написано стенным же живописным письмом, на южной стороне меж окон „Воскресение Христово“; от восточныя страны, в переднем углу, на южной же стене у окна — ангел Господень.
В окне на одной стороне — персона великаго государя царя Алексея Михайловича… на другой стороне — персонаж… царицы… Марии Ильичны.
В другом окне на одной стороне — персона… царя… Феодора Алексеевича… на другой стороне — персонаж… царевича и великаго князя Алексея Алексеевича…
У того окна к западной стороне, к дверям: „Вечерь Тайная“; над дверьми — Нерукотворенный Спасов образ. По другую сторону дверей, у печи: „Привязание у столпа“. На северной стороне у печиж: „Воин тернов венец возложи[ша] на Христа“. Над дверьми образ Пресвятыя Богородицы с мечем. На дверях дорожники золочены, а меж дорожников выкрыто голубцом с белилы — облака и свет.
От дверей к восточной стране — „Положение во гроб“. На восточной стране, — меж окон, — Распятие Господне. От южныя страны на той же стене в переднем углу, у окна, ангел Господень; да под сводом ниже каймы — херувим.
В окне по сторонам — персоны… царя Иоанна Алексеевича и… царя… Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев.
В другом окне, что к северной стране, по сторонам, персоны… царевны… Софии Алексеевны… и царевны… Екатерины Алексеевны. В том же окне под сводом — херувим; у тогож окна в углу — ангел Господень.
Над стенами в своде, на восточной стране: „Во вертограде молится Христос“ да „Июдино лобызание“. На южной стране: „Христос к Каиафе представился“. На западной стране: „Приведение к Пилату“, и „Умы руце Пилат“, да „Иисус несет крест на Голгофу“. На северной стране: „Пригвождение ко кресту“, да „Снятие со креста“. От окон и под притчами до полу писаны ленчавты.
В комнатеж, что написана великих же государынь благоверных царевен изо шти комнат подле вышеписанной комнаты… царевны… Екатерины Алексеевны, на восточной стране, меж окон, — Распятие Господне. В окнах на сводах — херувимы; а по сторонам выкрыто голубцом; а что писать, о том указу не было. Посторонь окон по углам на той же стене ангели Господни. От восточной страны на южной стране стена к дверям, где быть иконостасу, выкрыта киноварем. Над дверьми шпренгель и посторонь дверей столбы росписаны по золоту. Посторонь дверей к западной стране: „Егда Иисус в Иерихон идяше, и Закхей же мытарь зрети на Него желает“. На западной стране к дверям: „Некая жена у Христа нозе власы отре“; у дверей столбы и шпренгель росписаны по золоту. По другую сторону дверей к печи: — „Моисею Бог в купине явися“. На северной стране печиж, у дверей же, — „Павел апостол в кошнице из города спущен бысть“; и у дверей шпренгель и столбы росписаны по золоту.
По другую сторону дверей к восточной стране: „Величит душа моя Господа“. Над стенами в своде, на восточной стране, — Преображение Господне.
На южной стране: „Жена некая именем Марфа прия в дом свой… и сестра ей бе нарицаемая Мария“. На западной стране „Вход во Иерусалим“. На северной стране: „Младенцев ко Христу мнози приношают… (апостолы) се возбраняют“. Под окнами и под притчами ленчавты.
А в другой комнате, что… меж комнаты… царевны Екатерины Алексеевны и меж судебной палаты, какия притчи написаны, о том описи нет для того, что о подписке тех притчей, как подписать, совершеннаго указу не было.
Да изо шти ж комнат в дву комнатах стены и своды для живописнаго письма ж выгрунтованы; в том числе в одной комнате в притчах лица написаны… По указу… царевны Екатерины Алексеевны, в верхней наугольной комнате, что [от] соборныя церкви, и в другой комнатеж, что подле той комнаты, с перегородкою, на всех стенах под окнами и под притчами до полу по грунту выкрашено было киноварем сплошь, и по киноварю написаны изорбафныя травы разными цветными красками” (Оп. 34. № 963) (Успенский 1910:30).
В июне 1685 г. Иван Безмин вместе с Ермолой Прокофьевым и некоторыми иконописцами писал “изсыра” в Вознесенском монастыре над западными дверьми в киот образ Пресвятой Богородицы с омофором, — “посторонь преподобные в схимах, над дверьми деисус в трех лицах и по сторонам дверей два ангела и столбы у дверей” (Стлб. 192 г. № 772; ср. стлб. 193 г. № 106) (Успенский 1910:222).
26 сентября 1685 г. Ивану Безмину цари пожаловали 20 руб. “для его пожарнаго разорения” (Стлб. 194 г. № 113) (Успенский 1910:30).
В мае 1685 г. Ивану Безмину даны были доски по 11 вер. в вышину и по 6 вер. в ширину и меди для царских врат в Новодевичий монастырь (Стлб. 193 г. № 767) (Успенский 1913–1916. Т. 1:261). [По другим сведениям, Безмин получил шесть медных досок шерсти вершков длиной и одну - одиннадцати вершков для написания на них евангелистов и “Тайной вечери”. Написанные им сюжеты в настоящее время находятся на царских вратах Смоленского собора. (Цюрик 1968) - Ред.]
В ноябре того же года Безмин сделал рамы “к образу Распятия (2 х 1,5 арш.) из хором царицы Натальи Кирилловны” (Стлб. 194 г. № 244) и “к резному образу св. великомученицы Екатерины из хором царевны Екатерины Алексеевны” (Стлб. 194 г. № 265) (Успенский 1910:30).
В 1685 г. к Ивану Безмину в ученики были определены Константин Романов Виленский и Василий Федоров (Стлб. 194 г. № 224 и 348).
8 декабря того же года “думный дворянин Михайло Тимофеевич Лихачев, — читаем мы в одном архивном документе, — выдал из хором… царевны… Екатерины Алексеевны образ Пресвятыя Богородицы, на престоле сидящей, с Предвечным Младенцем, мерою в вышину 2,5 вершка, в ширину 3,5 в.; образ великомученицы Екатерины, писан на рудожелтой камке, в золоченых флемованных рамах, мерою в вышину аршин 1,5 вершка, в ширину аршин без дву вершков; образ великомученика Демитрия поясной, мерою в вышину 6,5 в., в ширину 4 вершка; образ мученицы Варвары, мерою в вышину 6,5 в., в ширину 5 1/4 в., — в золоченых флемованных рамах; образ преподобныя Марфы, над нею два ангела по сторонам, держат ветви, посреди — вверху — во облаке Спасителев образ, мерою в вышину 9,5 в., в ширину 7 в.; образ мученицы Варвары, писан на железе, мерою в вышину 9,5 в., в ширину 7,5 в. А приказал сделать к образу Пресвятыя Богородицы киот резной, каков у мученицы Екатерины, что делают к ней же государыне царевне в хоромы, а к образу мученика Димитрия рамы флемованные против тех, что у мученицы Варвары, а к образу преподобныя Марфы против рам же, что у образа мученицы Варвары, которая писана на железе, а к образу мученицы Екатерины рамы столярския с дорожниками, мерою в вышину 5,5 вер., в ширину аршин без дву вершков, в отделке, а чего не достанет образа, и то пришить снизу такияж камки и приписать вновь. — И того числа о тех рамах память к Ивану Безмину послана” (Стлб. 194 г. № 306).
19 июля 1686 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи “указали сыскное дело о Иване Безмине и его Ивана прислать в разряд к думному дьяку Василью Григорьевичу Семенову с товарищами” (Стлб. 194 г. № 930).
В чем состояло это “сыскное дело” из документа не видно. В разряде Ивану Безмину пришлось быть довольно долго. В окладнойрасходной книге Оружейной палаты на 1687–1688 гг. (196 г.) об Иване Безмине замечено: “Отослан в разряд” (Оп. 34. № 964) (Успенский 1910).
21 июля 1686 г. Иван Безмин от дела был отставлен и сослан в г. Козлов, в распоряжение стольника и воеводы Ф. Г. Давыдова. Причиной опалы было то, что он не выполнил приказа царицы Натальи Кирилловны “списать персону” с умершего сына ее брата, Л. К. Нарышкина (Овчинникова 1955).
В апреле 1690 г. Иван Безмин писал в своей челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “В прошлом во 195 году послан я, холоп ваш, на вашу великих государей службу и, будучи я на вашей безкорыстной службе, терпел всякую нужду, и за крепости многажды с разными людьми по вестям ходил, и в разбор ратных людей прибылых ученил, и сверх писцовых и разборных книг сыскал прописных дворов с двести, и с них ваш великих государей хлеб сбирал и на Дон, по указу вашему великих государей, я — холоп ваш отпускал. Милосердые великие государи цари… пожалуйте меня — велите мне свое жалованье на нынешний 198 год выдать, а то ваше великих государей жалование мне из Большия казны в Оружейную палату взято окладу” (Стлб. 198 г. № 816).
26 апреля 1690 г. цари велели Безмину “быть у своих великих государей дел в Оружейной палате попрежнему” (Стлб. 198 г. № 816) (Успенский 1910). Его оклад составлял 144 руб. и 50 руб. кормовых, что меньше, чем у Ивана Салтанова, но в несколько раз больше, чем оклады иконописцев (Викторов 1883:454).
До 1696 г. Иван Артемьевич Безмин состоял на службе в Оружейной палате, но после этого времени имени его в архивных документах мы не встречаем. В ведомости же о приходе и расходе денежной казны по Оружейной палате за 1701 г. в числе живописцев уже нет имени Безмина — вероятно, он скончался в исходе XVII в.
В Оружейной палате сохранилось два сотенных знамени, писанных Иваном Артемьевичем Безминым.
Первое из них (№ 4082) с изображением на одной стороне мученика Христофора с прапором в одной руке и с крестом в другой; по кайме надпись: “О страстотерпче Христов Христофоре, прииди на помощь благочестивому нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, способствуй победить враги его видимыя и невидимыя”. На другой стороне знамени — животворящий крест Господень и по кайме надпись: “Се велие во бранех оружие и защищение, стена непобедимая, благочествым царем и всем православным христианом на враги же велиа победа и разорение”.
На одной стороне второго знамени (№ 4083) представлен муч. Прокопий на серебряном коне, по сторонам его — две серебряные звезды; на другой стороне — крест Господень. Надписи на знамени подобны вышеприведенным.
[Далее А.И.Успенский дает подробное описание трех икон Распятской церкви Большого Кремлевского дворца: “Страшный Суд”, который он приписывает Ивану Безмину, “Снятие с креста” и “Воскресение Христово”, которые считает совместной работой Безмина и Салтанова. Иконы эти сохранились, но считаются произведениями ВАСИЛИЯ ПОЗНАНСКОГО (см.)]. (Успенский 1910).