Дионисий. Богоматерь Одигитрия (икона)

«Богоматерь Одигитрия» икона, Дионисий, 1502

1502 г.
142 × 106 × 3.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Строгая и царственная, даже холодная Богоматерь с младенцем, которая не умиляется и не прижимает ребенка к себе, а как бы являет Его миру. Торжественно лежит золотая кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона… А нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Жест руки Богоматери, показывающей на своего Сына, трактуется и по-другому: как мольба, обращенная к Нему. И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя, и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу».

Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Представленный вариант изображения Богоматери Одигитрии в XVII веке получил название Седмиезерной по чудотворной иконе, хранившейся в Седмиезерной пустыни близ Казани. Тем не менее до XVII столетия подобные изображения довольно часто встречаются в русской иконописи (примеры: одна из софийских таблеток; икона конца XV — начала XVI веков из Покровского монастыря в Суздале (ГРМ, ДРЖ-987); икона XVI в. из церкви Иоанна Предтечи в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ) — среди них икона из Переславля является видимо одной из самых ранних реплик дионисиевского произведения, повторяя в деталях его иконографию).

В местном ряду Рождественского собора Ферапонтова монастыря, первоначально состоявшем из четырех икон, образу Богоматери Одигитрии отводилась исключительно важная роль. Особым идейным замыслом были обусловлены монументальность иконы, ее необычное иконографическое решение. В облике младенца — его нарочито укрупненной, не по-детски вытянутой фигуре, в широком жесте отведенной в сторону благословляющей десницы — переданы черты Царя, Владыки. Необычны обильно затканные золотом одежды Богоматери и характерный жест ее правой руки, с вертикально поднятой кистью, развернутой ладонью на зрителя. В XVIII–XIX веках иконы подобной иконографии получили на Руси наименование «Богоматерь Седмиезерская» — от названия чудотворной иконы, хранившейся в Седмиезерской Богородицкой пустыни под Казанью. Икона мастерской Дионисия — один из ранних образцов подобной иконографии, своеобразие которой находит объяснение в традиции восприятия храмового пространства как Царствия Божия на земле. (Н. Пивоварова).

502 год. 141×106. Русский музей, Ленинград.

Из местного ряда иконостаса собора Рождества Богоматери в Ферапонтовой монастыре. Сохранность хорошая. Две глубокие вертикальные трещины. Вставки нового грунта на нимбах. Золото фона сильно потерто. Сквозь тонкий красочный слой на лице отчетливо просматривается предварительный рисунок. После иконы «Богоматерь Одигитрия» от 1482 года — наиболее бесспорное произведение Дионисия