Дионисий. Уверение Фомы

«Уверение Фомы» икона, Дионисий, 1500

1500 г.
Дерево, две доски, две встречные шпонки, паволока, темпера. 85 × 54 × 3.7 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Икона происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкой церкви. В древности была украшена, как и все иконы иконостаса Троицкого собора, серебряной позолоченной басмой. Предание приписывало икону кисти Дионисия Глушицкого, но в наше время ее считают работой великого московского иконописца Дионисия. Колорит иконы отличается богатой цветовой нюансировкой светло-палевых, коричневато-розовых и голубовато-зеленых цветов. Тонкий рисунок складок на одеждах и легчайшие цветовые переходы, к сожалению, утрачены из-за плохой сохранности верхнего красочного слоя. (М. Федосеева).

Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна (20: 24-29), повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения. В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Иисус Христос.

С двух сторон от Него компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя, на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам.

Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».

Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости.

Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.