Севостьян Дмитриев

Севостьян Дмитриев (уп. 1629—1676) — выдающий ярославский иконописец-знаменщик, в течение сорока лет вызывался по записи в Оружейную палату.

Биография

Родился и жил в Сретенской сотне в Воскресенском приходе Ярославля. В Воскресенском приходе имел два двора. В 1640 Севастьян Дмитриев расписывал церковь Николы Надеина в Ярославле.

В 1640 году расписывал ярославскую церковь Николы Надеина в составе артели Любима Агеева. Возможно, в 1641 году был одним из товарищей Любима Агеева, расписавших Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. В 1650 году с ярославцем Иваном Тимофеевым и товарищами расписывал паперти этого собора. Неоднократно работал в Москве: в 1642—1643 годах писал стенопись в Успенском соборе; в 1652, 1657, 1660, 1666 годах — в Архангельском соборе. В 1659 году вместе с Иосифом Владимировым и пятью другими ярославцами участвовал в стенописных работах в Успенском соборе Ростова.

В 1642 — 1643 работал в Успенском соборе Московского Кремля. В 1650 сюжетами из «Апокалипсиса» расписал паперть Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, работал там вместе с ярославцами Иваном Тимофеевым и Иосифом Владимировым. В 1652, 1657 и 1660 принимал участие в росписи Кремлевского Архангельского собора. В 1661 получил звание иконописца первой статьи. В 1665 писал знамена и расписывал травами царский стол в Золотой палате. В 1668 работал в церкви Григория Неокессарийского на Большой Полянке. В 1670 был вызван митрополитом Ионой Сысоевичем в Ростов, где возглавил ярославскую артель в Успенском соборе. В 1672 скрывался от иконописных работ в селе Коломенском. В 1676 вызывался в Москву для «скорых государевых верховых дел».

С 1661 года получил звание иконописца первой статьи. С 9 по 16 июня 1661 года был «у государева дворцового успенского и у черниговских иконописного починочного дела». В 1665 году писал знамёна и расписывал травами царский стол в Золотой палате. В 1668 году работал в церкви Григория Неокессарийского на Большой Полянке. В 1670 и 1671 годах расписывал стены Успенского собора Ростова. Работал также в Суздале, Владимире и Звенигороде.

С января 1668 года с товарищами писал иконы для Антиохийского патриарха Макария: «Рождество Богородицы», «Пётр и Павел», «Никола, с житием», «Архангел Михаил, с чудесами». Ярославские иконописцы, среди которых был и он, по заказу царя написали в 1670 году три иконы: «Страшный суд», «Сошествие Святого Духа, полное» и «Неделя св. Отец»; в 1671 году семь икон: «Образ Пречистые Богородицы Казанские в чудесах, как явилась в Казани и в Московское разорение», «Воскресение Христово», «Фомино уверение 3. Образ святых жен мироносиц», «Преполовение», «О самаряныни», «Вознесение Христово», «Образ Живоначальные Троицы».

В 1672 году скрывался от письма в селе Коломенском. В 1674 году был вызван для работы в Москву, несмотря на то, что за год до этого просил об отставке по старости. По его словам «скитаюсь на Москве меж двор, а писать икон не вижу», в связи с чем просил отпустить его домой. В 1676 году вызывался в Москву для «скорых государевых верховых дел».

По причине пожилых лет, Дмитриев в 1674 году просит царя об отставке, хотя позже неоднократно вызывался в Москву для «неотложных дел». Умер стенописец в 1676 году.

Отец иконописца-знаменщика Лаврентия (Родиона) по прозванию Башка (род. 1651), дед иконописца и земского подьячего Ивана (род. 1678). По некоторым данным, в 1680-е годы Лаврентий Севастьянов написал две местные сохранившиеся иконы: «Троица» и «Николай Чудотворец в деянии» для ярославской Фёдоровской церкви. В 1693 году Лаврентий Севастьянов возглавил артель по росписи ярославской церкви Спаса на Городу.