Top.Mail.Ru

Василий Корень

Василий Корень (около 1640 — начало XVIII века) — один из первых русских гравёров по дереву, создатель первой в России гравированной иллюстрированной Библии.

Гравюра с изображением Адама и Евы (художник - Василий Корень)
Гравюра с изображением Адама и Евы

Биография

Родился в белорусском местечке Дубровно (ныне город в Витебской области). В молодые годы приехал в центральную Россию, где стал резчиком-гравёром. С 1691 года — в Москве.

Творческие работы

В 1692—1696 отпечатал Библию в картинах, аналогичную западным «Библиям бедняков». Она включает серию раскрашенных гравюр с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса.

Техника Кореня сочетает в себе влияние католических и протестантских иллюстрированных Библий (в частности, Библии Пискатора), иконописной традиции и эстетики возникающего в то время лубка, при этом глубоко самобытна по своему характеру. Из-за наличия неканоничных изображений Бога (в иллюстрациях к Шестодневу предстающего в виде ангела) тираж Библии Кореня (около тысячи экземпляров) был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. На авторство Кореня указывают личные подписи резчика (чаще всего — «Резал Василий Корень, а знаменовал Григорий»).

Василию Кореню также без особого основания приписываются анонимные лубочные картинки начала XVIII века; возможно, они создавались его учениками.

«Библия для бедных» Василия Кореня

Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии Библии является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира – одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры. Корень хорошо знал многочисленные европейские и украинские лицевые книги XV-XVII вв.: «Апокалипсис» Дюрера, Библию Пискатора, а также, возможно, Библию Илии и «Апокалипсис» Прокопия, оттиски с досок которых были сделаны именно в это время (1649-1662 гг.).

По мнению А.Г. Сакович, автора фундаментального исследования Библии Кореня: «…ничем не напоминает эти книги. В ней нет ни мелочного интереса к земной суете западных исторических библий, ни восторженного чувства космоса Илии или Прокопия, ни трагического мироощущения Дюрера. Библия Кореня – искусство светлое, эпическое, монументальное и декоративное. Это сказка, которая преображает мир»… «Своеобразное переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний делает Книгу Бытия и Апокалипсис Кореня типичным явлением русского искусства рубежа XVII-XVIII вв. и в то же время принципиально новым произведением русской гравюры XVII века.

Библия Кореня – уникальный датированный памятник бытового православия. Она создана художником - человеком из народа, для народа и несет в себе черты народной религии и народного искусства… Народная картинка приняла ее в себя как близкую ей по духу, жанру, графическому и цветовому языку, но отшлифовала ее по-своему. Так Книга Бытия Кореня стала постепенно народной картинкой, народным безымянным творчеством… Орнаментальным и цветовой язык Библии в целом лег в основу жанра русской лубочной книжки и языка русского светского деревянного лубка… Стиль Библии Кореня и характер ее резьбы ставят эту книгу за пределы искусства русской рукописной и печатной книги, за пределы искусства Москвы, Украины и Белоруссии, и Севера XVII столетия вообще…»

Единственный дошедший до нас экземпляр книги Библии Кореня – является подлинником XVII века – ныне хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В фонды библиотеки она попала в 1830 г. вместе с собранием Ф.А. Толстого (1758-1849), известного собирателя старопечатных книг. Библия отпечатана на голландской бумаге второй половины XVII века. Книга оказалась конфискованной полицией по распоряжению церкви, которая нашла, что изображения в ней не вполне отвечают религиозным канонам – слишком молодым был изображен на них Господь, безбородым, не совпадали с каноном и иные изображения.

Значение Библии Кореня не исчерпывается одной лишь связью с эпохой. Ее сюжетные цветные гравюры положили начало новому жанру в русском изобразительном искусстве – народному лубку. Библия повлияла на иконопись XVIII века, создала канон Книги Бытия в русской народной картинке и жанр лубочной книжки, дала язык светскому деревянному лубку.

Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями; состоит из двух частей: 20 первых листов соотносятся с первыми четырьмя главами Книги Бытия, 16 последних – с Апокалипсисом. То есть содержание книги – это сотворение мира и конец света. Появление книги с подобной темой в русской гравюре конца XVII века не случайно. Ее сюжет тесно связан с проблематикой русского XVII столетия: с размышлениями о судьбах мира, о боге и человеке, недоверием к учению Коперника, апокалиптическими настроениями раскольников и интересом к грешной человеческой душе.

1 - футляр альбома; 2 - белый кожаный переплет; 3 - титул; 4 - шмуцтитул.

Василий Корень «Первый день творения». Лист 1. 35,5x26,5

Василий Корень. Первый день творения

Василий Корень «Второй день творения». Лист 2. 35,5 х 27

Василий Корень. ГВторой день творения

Василий Корень «Грехопадение». Лист 10. 33x28,5

Василий Корень. Грехопадение

Василий Корень «Оправдание Адама и Евы». Лист 12. 34х26,5

Василий Корень. Оправдание Адама и Евы

Василий Корень «Кожаны ризы». Лист 14. 33x29

Василий Корень. Кожаны ризы

Василий Корень «Убийство Авеля». Лист 18. 36x29

Василий Корень. Убийство Авеля

Василий Корень «Рождение Еноха. Смерть Каина. Сын Каина Енох град созидает». Лист 20. 35x29

Василий Корень. Рождение Еноха. Смерть Каина. Сын Каина Енох град созидает

Василий Корень «Снятие седьмой печати». Лист 26. 38x30

Василий Корень. Снятие седьмой печати

Василий Корень «Жизнь Адама и Евы на земле». Лист 16. 35,5x28,5

Василий Корень. Жизнь Адама и Евы на земле

Василий Корень «Облачный ангел». Лист 31. 33,5x27,5

Василий Корень. Облачный ангел

Василий Корень «Смерть и вознесение на небо пророков Еноха и Илии». Лист 32. 35,5x27,5

Василий Корень. Поклонение зверю

Василий Корень «Поклонение зверю». Лист 34. 36x28,5

Василий Корень. Поклонение зверю