Апостол Павел

Андрей Рублев. Апостол Павел

Апостол Павел предстает в интерпретации мастера совсем иным, чем его было принято изображать в кругу византийского искусства этого времени. Вместо энергии и решительности византийского образа мастер выявил черты философской углубленности, эпическую созерцательность. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности

Рублевский апостол Павел – это погруженный в глубокую думу герой. В его руках находится книга (изображение было утеряно со временем), как символ мудрости и знания, а главное – проповеди христианства.

После уверования, Павел был исцелен и крещен, что позволило ему посвятить всю свою жизнь проповеди христианской веры. Всего оставил после себя более десятка посланий. Неудивительно, что Рублев изображает такого деятеля с особым интересом. Взгляд Павла не обращен на зрителя, он смотрит в сторону и раздумывает над высшими мыслями.

Данная икона становится примером мастерства Рублева. Фигура прописана энергично и четко, характерно для мастера. Одежды апостола темные, по цветам подходящие к канону, и с прописанными в них глубокими складками.

Весь облик Павла показывает внутреннюю силу героя, его убежденность в собственной вере и важность мудрости мысли. Расположена эта икона в Успенском соборе, во Владимире, где долгое время работал Рублев.

Из всего ряда до нас дошли лишь три произведения, в которых древний мастер глубоко раскрыл человеческую сущность образа, что особенно хорошо передано в образе апостола Павла. Смягченный сероватой дымкой, в легких голубых и серо-лиловых тонах, облик Павла полон добродушия и силы. Рублев рисует тихого сосредоточенного человека, мягкого темперамента, физически сильного. В этом образе, носящем монументальный характер, выражено поэтическое, лирическое начало. Интересно сравнить образ Павла с более ранним византийским его изображением из уже упоминавшегося поясного деисусного чина, привезенного до 1387 года в Высоцкий монастырь города Серпухова.

Так же как в чине Рублева, большая фигура Павла обращена влево, как византийский художник придает ему иной характер. Он изображает человека восточного типа с темными, почти черными волосами, резко контрастирующими с бледным тоном лица и ярко-красными губами. В его облике чувствуется крутой нрав и горячность, что несвойственно рублевскому Павлу. Колорит темнее и тяжелее. В ту эпоху образы византийской живописи приобрели более смягченный характер, чем прежде. Однако в них не проявилось той мягкости, сердечности и задушевности, начало которым положил Андрей Рублев. Византийский чин из Высоцкого монастыря проникнут официальной торжественностью.

Вопрос о датировке деисусного чина остается открытым. Если исходить от вполне зрелого стиля этого произведения, то его невозможно отнести к ранней поре творчества мастера. Оно могло возникнуть лишь после росписи владимирского Успенского собора, иначе говоря, уже после 1408 года. Иконы звенигородского чина с первого же взгляда подкупают необычайной красотой своих холодных красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации. Для Рублева цвет был тем средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Его Спас, его Павел, его архангел обладают неотразимой привлекательностью. Им присуща изумительная мягкость, в них ничего не осталось от византийской суровости.