Андрей Рублев. Положение во гроб

Андрей Рублев. Положение во гроб

Размер: 84 х 66 см
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Спаситель
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы
Тип изображения: Сюжетная композиция

Реставрация: Раскрыта в 1968—1970 годах в мастерской музея И.В. Ватагиной. На иконе многочисленные гвоздевые отверстия — следы крепления басменных окладов XVI века, снятых в 1864 году. Вставки грунта с дописями изображения, выпады грунта до дерева на полях и большие потертости красочного слоя и золота на фоне.

Икона происходит из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, в 1773 году перенесена в алтарь собора. После 1922 года вошла в коллекцию А.И. Анисимова (кроме «Снятия со креста»), откуда в 1931 году передана в ГТГ, затем в 1938 году — в МИРА. Икона «Снятие со креста» в 1938 году поступила в тот же музей из старообрядческой коллекции. Поступила в МиАР в 1965 году. О положении Христа во гроб говорится в текстах Евангелий от Луки и Иоанна (Лк. XXIII, 50—55; Ин. XIX, 38—42). Главным исполнителем обряда здесь назван Иосиф из Аримафеи. Лука указывает на присутствие при погребении женщин, которые «пришли с Иисусом из Галилеи», а Иоанн говорит об участии в обряде Никодима. В Евангелии от Иоанна, кроме того, сообщается о пеленах.

Стилистические особенности иконы позволяют сделать вывод о работе художника, принадлежавшего к ростовской художественной культуре. Помимо страстных, этот художник написал несколько деисусных и пророческих икон в иконостасе Успенского собора.