Васнецов. Каменный век (фриз)

Каменный век (фриз). - Картина Васнецова
Каменный век (фриз). - Картина Васнецова
Каменный век (фриз). - Картина Васнецова

Картина написана в 1882-1885. Холст, масло. Общая длина 19 м 40 см.

Местонахождение: Государственный исторический музей.

Две части. Короткая «Пиршество» имеет размер 3,3х2,3

Среди зрелых произведений Васнецова особое место занимает работа его для Государственного Исторического музея — «Каменный век», в которой он выступает как мастер монументально-декоративной живописи.

Виктор Михайлович Васнецов в 1884 году начал работу над серией картин, которую он назвал «Каменный век». Идея написания таких композиций принадлежала археологу, Алексею Уварову, который и предложил работу Васнецову. Программа, которую предложил художнику Уваров, определяла лишь отдельные сцены из жизни и быта первобытных людей: «выделка шкур», «вылепка горшков»,«добывание огня», «охота на медведей» и так далее. В итоге было создано несколько картин, которые художник объединил в панно. Сейчас они находятся в Государственном Историческом музее, в Москве.

В ходе подготовки картины было создано множество набросков, рисунков, этюдов. Работал художник в Абрамцеве, натурщиками были местные крестьяне, а также гости Мамонтовых. Писал панно Васнецов два года, закончил его в Москве 10 апреля 1885 года. В задачу художника входил показ общности домашнего хозяйства у людей каменного века, их коллективного труда, добывания средств к существованию. Васнецов блестяще справился со своей задачей и дал стройную логичную картину жизни первобытного общества.

Перед художником впервые встала задача композиционно-пространственного решения ряда сцен огромного размера на плоской стене. Решить ее без специальной подготовки ему Позволил врожденный талант декоратора. Непосредственная paбoта над Каменным веком началась летом 1884 года в Абрамцеве, в мастерской, специально оборудованной для Васнецова Мамонтовым. До этого художник много читал, беседовал с историками, археологами, осматривал предметы быта первобытных людей, но «главным деятелем» в работе над композициями стало его воображение.

Васнецову удалось очень реалистично изобразить быт древних людей. Он показывает о повседневные действия такие, как охота, пиршество, ритуальные действия. Удивительно то, что Виктору Васнецову удалось написать это на достаточно большом полотне.

«Каменный век» показывает нам, как выглядели древние люди. Художник изобразил кучку людей, все они в набедренных повязках. У них растеплены волосы. Тела их смуглы и мускулисты. В центре стоит вождь. Он самый высокий и сильный из мужчин. Лицо его сурово, а руки держат оружия. Остальные сидят вокруг.

Женщина ремонтирует одежду, другие мужчины точат копья, а один из охотников даже целится из лука в пролетающих птиц. Несколько человек пьют из глиняных горшков, а некоторые просто сидят, будто играют в какую-то игру. Ещё на картине присутствуют ребёнок. Это мальчишка, который с удивлением наблюдает за действиями старика. А седовласый старик затачивает палку.

Панно написано маслом. Васнецов специально не использовал ярких цветов для того, чтобы всё выглядело естественно. Коричневый, бежевый, белый – все эти цвета художник взял у самой природы.

Васнецов очень тщательно продумывал каждое движение героев. Он советовался с историками, искусствоведами, археологами. В итоге у него получилось передать атмосферу древнего мира. Картина «Каменный век» может считаться действительно одной из самых достоверных, с исторической точки зрения, картин.

Творческой фантазией художника были воссоздаа ны сцены жизни древнейших людей, их характерные особенности, душевные состояния. Все современники высоко оценили эту работу, но, особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова : «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения...»

«Все их позы, все их движения, - писал впоследствии Стасов, - какие-то древние, дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах, их дала одна творческая фантазия потрясенного художника».

Разнообразие сцен, заложенных в задании, создавало для автора определенные трудности, диктуя разбивку всего пространства стены на отдельные эпизоды. Для достижения единства композиции необходим был новый язык, отличный от языка тех станковых произведений, какие созданы художником ранее. Выработать его Васнецову помогли работы в области архитектуры, прикладного искусства, театральной декорации, приобретенный им в Абрамцеве опыт «орнаментщика».

В итоге панно, органично вписавшись в плоскость стены воспринималось зрителем единым художественныи произведением.

Здесь его живописная манера больше всего приближается к языку фрески. Васнецов использовал матовые краски и, хотя писал маслом, сумел достичь полной иллюзии живописи водяными красками пo серой штукатурке, передав неяркие цвета земли, глины, обнаженного тела, воды, звериных шкур.

Панно находится во 2-м археологическом зале Государственного Исторического музея. Над входом в зал изображена сцена обработки звериных шкур группой женщин (1). Это живая бытовая сценка. Женщины сидят, нагнувшись над своей работой. Недалеко молодая черноволосая мать кормит грудью ребенка (2). К этой группе направляется охотник с головой животного в руке.

В следующей группе центральной фигуры является мощная фигура вождя племени, зорко смотрящего вдаль (5). На правом плече он держит тяжелую палицу, а левой рукой — копье. Спокойная уверенная поза подчеркивает мужество вождя и уверенность в победе над темными силами природы. Слева от вождя сидящие мужчины занимаются обработкой кости и камня (3). Старик, нагнувшись над бивнем, усердно полирует его, рядом с ним молодой парень сверлит дыру в камне. Тут же человек, вырезающий украшения на кости, на втором плане молодой охотник стреляет из лука (4). По другую сторону вождя группа людей украшает глиняную посуду (6). Среди них особенно выразительна фигура первобытного художника. Он поднял левой рукой сосуд, правой наносит на него рисунок. Тут же седой старик трет палкой бревно, чтобы добыть огонь по-старому способу, а присевший на корточки голый мальчуган раздувает тлеющий огонь, на который с надеждой смотрит мерзнущая старуха (7). Дальше смеющаяся от радости девушка резким порывистым движением вытаскивает большую рыбу из реки (8). Позы и жесты изображенных людей необыкновенно выразительны. Обе эти сцены даны на фоне серого, с небольшими голубыми проблесками неба. Серые камни пещеры и валунов, серые черепа и кости животных, общий холодный суровый колорит фантастического пейзажа говорят о трудном утре человечества, подчеркивают суровость эпохи.

Последний фрагмент этой части картины — охота на мамонта (9 и 10). На картине изображен момент, когда огромное животное провалилось в западню, и, подняв бивни и хобот, пытается сопротивляться. Мамонт уже поразил бивнем одного воина, который с искаженным от ужаса и боли лицом лежит на самом краю ямы и которого молодая женщина крепко держит за руку. Охотники окружили западню и в яростном порыве забрасывают мамонта камнями. Особенно экспрессивна фигура зрелого воина на первом плане, с криком взметнувшего огромный камень для броска. Васнецову удалось добиться большой выразительности, динамики действия, показать почти живую сцену из прошлого человечества. Стремительность движения охотников, сила натиска подчеркиваются единством их движений, развевающимися шкурами.

Последняя часть фриза изображает победное пиршество (11—12). В центре поднимается столб дыма от костра, вокруг которого сидит племя. Люди опьянели от радости победы над диким животным, от сытости Необузданная радость передается и жестами, и выражением лиц, и позами людей. Сцена пиршества отделена от остальной части фриза окном, но она является прямым продолжением всего предыдущего и как бы завершением его.

При большом единстве панно состоит из отдельных эпизодов, которые по законченности композиции и внутренней значимости вполне могут смотреться как самостоятельные картины. Вся композиция поражает богатством творческого воображения художника. Драматизм и жизненность ситуаций, динамичность композиции характерны для всего панно. Фигуры, изображенные в ракурсе, нарисованы с учетом того, что они будут смотреться снизу. Нет никакого искажения пропорций. Мастерство художника сообщает росписи такую убедительность, что кажется, будто перед глазами раскрывается реальная действительность. Современники с восторгом отзывались об этой работе В. Васнецова. До сих пор панно остается одним из интереснейших художественных произведений В. Васнецова.