Фёдор Евтихиевич Зубов

Фёдор Евтихиевич Зубов (также — Фёдор Евтихиев сын Зубов Устюженец; Фёдор Евтихиев; Фёдор Усолец; упоминается с 1647 — ум. 3 ноября 1689) — русский иконописец XVII века.

Царский знаменщик — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля (после смерти Симона Ушакова). Работал над стенными росписями Кремлёвских соборов.

«Апостольская проповедь». Золотарев
«Апостольская проповедь»

Родился в Соликамске в семье солеваров и торговцев солью; работать начинал в Великом Устюге. В XVII столетии иконописцы стали подписывать свои работы, и 3убов к имени своему непременно добавлял «усолец».

В начале 1650-х переезжает в Великий Устюг, пишет для надвратной Всеградской церкви икону «Спас Нерукотворный». Когда Фёдор был вызван в Москву в Оружейную палату неизвестно. По сообщению его сыновей в их челобитной, написанной сразу после смерти их отца Фёдор служил трём русским царям «лет сорок и больше в Оружейной палате в иконописцах» (то есть должен был в Оружейной палате с 1645 года). В царской грамоте от 10 февраля 1660 года сообщается, что Фёдор был государевым иконописцем «до мора» (1654 год). Однако его имя не упоминается в известных документах данного периода.

Сыновья Фёдора Зубова Алексей и Иван при жизни отца ещё не были обучены мастерству живописца по малолетству. После его смерти им было назначено пособие и они прошли обучение у других мастеров. В петровскую эпоху они стали известными гравёрами.

В основе творческой манеры Зубова - каллиграфический, утонченно орнаментальный стиль устюжских иконописцев с их особым пристрастием к декоративному «узорочью» («Никола поясной со Спасом и Богоматерью», сер. XVII в., Великоустюжский краеведческий музей). Сочетание миниатюрной тонкости письма, стилистических приемов барокко (объемной материальности форм, ритмичной динамики движений, эмоциональной выразительности образов) и интенсивной звучности красок делают работы 3убов чрезвычайно эффектными («Огненное восхождение пророка Ильи», 1672, церковь Ильи Пророка в Ярославле; «Рождество Богородицы», 1680-е, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева).

3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убов —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ): «... Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо». На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660); готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем, Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов (1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.

В росписях Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря проявил поистине энциклопедическую образованность и свободное владение исторической иконографией, развернув монументальное повествование о событиях русской истории.

Свободное обращение к различным жанрам, безусловно, черта художественного сознания нового времени. Лучшей работой 3убов бесспорно является знаменитая икона «Смоленской Богоматери» для Смоленского собора Новодевичьего монастыря (около 1670). В этом произведении, исполненном в традиционном иконописном стиле с предельным лаконизмом выразительных средств, есть и подлинное жизнеподобие изображения, и то удивительное сочетание гордого величия Небесной Царицы и трепетной незащищенности земной женщины, которое придал образу Богоматери Андрей Рублев.

Работы

Сохранившиеся произведения

  • Спас Нерукотворный. 1654. (СИХМ).
  • Иоанн Предтеча. 1650-е. (РМЗ).
  • Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими. 1667. (СИХМ).
  • Андрей Первозванный. 1669. (ГМЗМК).
  • Илья Пророк в пустыне. 1672. (ЯХМ).
  • Святитель Николай. 1672. (ГМЗК).
  • Рождество Богородицы. 1688. (ЦМиАР).
  • Богоматерь — Всех скорбящих радость, Воскресение — Сошествие во ад (две створки трёхстворчатого складня). 1688. (частное собрание в Москве).
Илья Пророк в пустыне
Илья Пророк в пустыне
Мученик Лонгин Сотник