Старчество (старец, старик)
Старчество (старец, старик) в православии — вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами.
Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.
Михаил Нестеров. Три старца. 1915. Национальная картинная галерея Армении
Термин «старец» имеет в словарях иное, общеупотребительное значение, например, в словаре Даля: «старец — человек престарелый, весьма старый, из стариков старик». В этом же словаре: «Соборный старец — член монастырского собора или совета. Рядовой старец — простой, недолжностный монах». Должность соборного старца известна по крайней мере с XVI века, такую должность занимал в 1530 году Тихон Зворыкин в Иосифо-Волоцком монастыре, который осуществлял надзор за Максимом Греком, сосланным в Иосифов монастырь, а потом за Вассианом Патрикеевым. Должность соборного старца существовала в Киево-Печерской лавре в середине XVII века. Её, например, занимал Антоний (Радивиловский).
Термин «старчество» преимущественно относят к практике духовного наставничества и водительства, культивировавшейся учениками и последователями преподобного Паисия Нямецкого в российских монастырях XIX и начала XX веков.
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском и получило дальнейшее широкое развитие во многих обителях, особенно во Введенской Оптиной пустыни (Калужская епархия).
Ста́рица — пожилая православная монахиня или религиозная пожилая женщина не монашеского звания, пользующаяся уважением и авторитетом за свою подвижническую жизнь.
Крайне редко термин «старец» отдельные люди употребляют в отношении старых или опытных священников — не монахов, осуществляющих духовное руководительство на приходе. Например, старец Иоанн Кронштадтский, старец Алексей Мечев.
Явление опытного духовного наставничества встречается очень и очень редко, и осуществляется такое руководительство над людьми хорошо знакомыми старцу, оно не может осуществляться над случайными людьми.
Самое же частое и весьма распространённое явление это ложное старчество, при котором добрый совет от истинного старца заменяется слепым и безрассудным послушанием ложному старцу, считающему своё мнение безошибочным и требующему от мирян безусловного повиновения. О ложном старчестве писал Игнатий Брянчанинов: «Те старцы, которые принимают на себя „роль“, употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и, печальнейшая комедия, — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими».
Известные старцы
Россия и Греция
- Алексий (Соловьёв) — старец Зосимовой пустыни
- Амвросий Оптинский
- Амфилохий (Яковлев) — «Гробовой старец»
- Антоний Оптинский
- Гавриил (Зырянов)
- Гавриил (Ургебадзе)
- Иона Киевский
- Иоанн (Крестьянкин)
- Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
- Исаакий (Белобаев)
- Зиновий (Мажуга)
- Зосима (Сокур)
- Макарий Оптинский
- Нектарий Оптинский
- Николай Гурьянов — «Талабский старец»
- Паисий Святогорец
- Петроний (Тэнасе)
- Порфирий Кавсокаливит
- Прохор с Городца
- Савва (Остапенко)
- Силуан Афонский
- Фёдор Кузьмич
- Филофей (монах)
группы:
- Заволжские старцы
- Собор Оптинских старцев
старицы:
- Дария, старица Сезеновская
- Евфросиния Колюпановская — «Евфросиния Неведомая»
- Марфа (Апарина) в соборе Тамбовских святых
- Шестова, Ксения Ивановна — великая старица Марфа (Романова)
- Матрона Московская
- Екатерина Сапожковская (старица Екатерина Михайловна Хлуденева)