Top.Mail.Ru

Поджо Браччолини

Поджо Браччолини

Gianfrancesco Poggio Bracciolini
Джанфранческо Поджо Браччолини, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный итальянский гуманист, писатель, собиратель античных рукописей. Считается автором романского шрифта.

Ученик Джованни да Равенна, Поджо сделался одним из наиболее видных деятелей Возрождения. Получив должность секретаря курии при Бонифации IX, он сохранял ее при следующих папах и в этом качестве в 1414 г. сопровождал Иоанна XXIII на Констанцский собор. Письмо Поджо об осуждении Иеронима Пражского и откровенность, с которой он говорил о несправедливостях собора, были причиной его опалы.

Привлеченный обещаниями епископа Винчестерского, он переехал в Англию, но в 1420 г. возвратился в Италию и поселился сперва в Риме, затем во Флоренции. К этому времени относится его бурная полемика с гуманистом Филельфо. Впоследствии он еще раз был папским секретарем, а с 1453 г. секретарем Флорентийской республики.

Поджо был одним из первых и наиболее счастливых собирателей древних рукописей. Он неутомимо искал их во время своих многочисленных разъездов по Европе; нашел в Санкт-Галленском м-ре полного Квинтилиана; благодаря ему отысканы некоторые произведения Аммиана Марцеллина, Кальпурния Сикула, трактаты Цицерона «De legibus» и «De tinibus» и семь его речей, сочинения Лукреция, Петрония, Плавта, Тертуллиана и мн. др.

Поджо написал «Facetiae» (1450, франц. перев. около 1490) — сборник веселых рассказов, не всегда пристойных, но богатых интересными бытовыми подробностями; «Historia populi Florentini» (1715, Венеции) — труд, лишенный беспристрастия и не всегда достоверный; «De fortunae varietate urbis Romae» (Флор., 1492) — диалог, где имеются ценные сведения о римских древностях времени Поджо.; «De hypocrisia» (Лион, 1б79) — резкий памфлет против духовенства; «Historia disceptativa convivialis» — против врачей и юристов. Из всего литературного наследия Поджо интерес сохраняют лишь его письма («Epistolae», Флор., 1832—61), представляющие живую картину эпохи.

Сочинения Поджо изданы в Страсбурге в 1510 г. и переиздавались много раз. Ср. Lenfant, «Poggiana» (1720); Thorschmidt, «De F. Poggii in rem litterariam» (Виттенберг, 1713); Shepherd, «Life of Poggio» (Ливерп., 1802); Фойгт, «Возрождение классич. древности» (М., 1884).

Биография

Родился в тосканском городке Терранова в семье бедного аптекаря, изучал нотариальное дело в университете Флоренции.

Сблизился с кружком гуманистов, которым руководил Салютати. По рекомендации последнего в 1403 г. поступил на службу в римскую курию и прослужил здесь с перерывами до 1453 г. С 1453 по 1458 г. занимал должность канцлера во Флоренции.

Браччолини побывал во Франции, Германии, Швейцарии и Англии, где в библиотеках монастырей отыскал несколько малоизвестных либо забытых античных рукописей Вегеция, Марка Манилия, Аммиана Марцеллина, Витрувия, Петрония, а также «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и др. В 1417 г. обнаружил полную рукопись Лукреция «О природе вещей», считавшуюся утраченной после падения империи. В 1427 г. совместно с Козимо Медичи занимался раскопками античных руин в Остии.

Юношей, приехав во Флоренцию, поступил на службу в канцелярию канцлера Колуччо Салутати, через которого сблизился с кружком гуманистов, обративших внимание на талантливого юношу. Исполненный честолюбивых замыслов, Поджо Браччолини переехал в Рим (1409). Здесь Поджо Браччолини обосновался надолго на службе в римской курии. Участие в Констанцском соборе (1414) в качестве апостолического секретаря папы Иоанна XXIII дало Поджо Браччолини возможность посетить местные монастыри, где им были найдены рукописи Квинтиллиана, Лукреция, Стация. Борьба за папский трон, закончившаяся заключением Иоанна XXIII в тюрьму и избранием Мартина V, заставила Поджо Браччолини принять приглашение кардинала Бофора и уехать в Англию (1418).

По возвращении в Италию (1420) Поджо Браччолини вновь был назначен апостолическим секретарем. Деятельность его по собиранию и изучению рукописей и памятников материальной культуры не прекратилась: Поджо Браччолини разыскал речи Цицерона, ряд исторических произведений, через кардинала Дж. Орсини приобрел рукопись 12 комедий Плавта. Тщательное изучение и анализ рукописей, работа по восстановлению памятника, освобождению его от позднейших вставок и добавлений выработали из Поджо Браччолини блестящего филолога и знатока латинского языка. В итоге изучения археологии и памятников древнего Рима им был написан диалог «De varietate fortunae» (в 4 книгах, 1431—1448). Только в 1453 Поджо Браччолини оставил службу в римской курии и вернулся во Флоренцию, где занимал место канцлера почти до самой смерти. Конец жизни Поджо Браччолини провел в почете и богатстве, будучи тесно связанным с влиятельными кругами флорентийской крупной торговой буржуазии. Значительный раздел творчества Поджо Браччолини образуют его многочисленные диалоги, в к-рых он затрагивает темы, занимавшие тогдашнего читателя (о знатности («De nobilitate», 1440), о скупости («De avarititia», 1428—1429), о государях («De infelicitate principum», 1440) и. пр.), последовательно трактуя их в плане буржуазной идеологии, напр. вопрос о форме государственного правления им решается в пользу республики и пр. Свои диалоги Поджо Браччолини умел оживлять яркими описаниями, забавными шутками, бытовыми чертами.

В письмах Поджо Браччолини охватил самые разнообразные темы: поиски рукописей, книг, филологические дискуссии, философские диссертации и мн. др. В искусстве письма в нем чувствуется яркий мастер эпистолярного жанра. Особенную страстность вложил Поджо Браччолини в свои инвективы против полемизировавших с ним гуманистов — Филельфо, Лоренцо Валла и Гуарино (последняя посвящена спору о преимуществе Цезаря или Сципиона). Последующим поколениям Поджо Браччолини стал известен своими «Фацетиями» (facetiae значит: шутки, насмешки и т. п., в жанровом отношении фацетии — короткие новеллы-анекдоты), написанными в 1438—1452. Сам автор в заключении указал, что материал им почерпнут из анекдотов и рассказов, к-рые приходилось ему слышать в годы службы в папской канцелярии.

Поджо Браччолини избрал для «Фацетии» латинский язык, поставив перед собой задачу на классическом, «серьезном» языке писать о событиях, взятых из повседневности, говорить о «низменных» вещах. Латинский язык у Поджо Браччолини ожил и приобрел замечательную гибкость, к-рую можно наблюдать в произведениях немногих итальянских гуманистов. Исключительное сюжетное богатство, отразившее все многообразие жизни современной Италии, дано в сжатом и скупом повествовании. Развернутых характеристик персонажей Поджо Браччолини не дал, всегда стремясь сатирически изобразить врагов и недоброжелателей буржуазии. Наряду с убедительной реалистичностью новелл Поджо Браччолини в некоторых из них силен волшебный, сверхъестественный элемент, наличие которого некоторыми исследователями объясняется вкусами папской курии. Под конец жизни Поджо Браччолини написал «Historia florentina» (История Флоренции, изд. в 1476, в Венеции), в к-рой трактует исторические события с позиций своего класса.

В идейном плане Браччолини близок гражданскому гуманизму, его мировоззрение носит явно светский характер, а сочинения отличают тонкая ирония, острословие, злободневность и элегантный эротизм. Творческое наследие Браччолини включает сочинения на этические темы, письма, диалог «Против лицемеров» (1447—1448), обличавший монашество. В 1438—1452 гг. Браччолини написал «Книгу фацетий» (лат. facētia, ae, f. — шутка, острота)— образец латинской прозы Возрождения.

В возрасте 56-ти лет женился на 18-летней девушке, родившей ему шестерых детей. Вдобавок к четырнадцати внебрачным.