Виссарион Никейский
Виссарион Никейский
Беноццо Гоццоли. Деталь фрески с портретом
Помимо этого, Виссарион показал себя талантливым церковным политиком, хотя один из самых амбициозных его проектов, по сути, провалился.
Греческая принцесса София Палеолог, выросшая в Европе и воспитанная в католической вере, хлопотами Виссариона была выдана замуж за московского князя – по задумке ватиканских прелатов София должна была стать оплотом католической церкви в далекой, но могущественной северной стране и привести ее под руку папы Римского. К огорчению наставников, у Софии было собственное мнение на этот счет – не успела юная будущая княгиня пересечь границы своей новой родины, как тут же вернулась к вере своих византийских предков.
Он родился в Трапезунде (Trebizond), портовом городе на берегу Черного моря. Трапезунд, самая восточная из древнегреческих колоний в Малой Азии, к тому моменту уже более двух тысяч лет был центром культуры и цивилизации понтийских греков, не сдавая своих позиций и при Византийской империи, и при Османской империи.
Разные источники указывают 1389, 1395 и 1403 год рождения, но исследователи сходятся во мнении, что Василий появился на свет 2 января 1403 года, в православной греческой семье. С самого детства мальчик выделялся среди своих сверстников талантами и тягой к учебе. Он учился в Константинополе (Constantinople), а в 1423 году отправился на Пелопоннес (Peloponnese), чтобы услышать выступления византийского философа Георгия Гемиста Плифона, развивавшего идеи Платона.
Приняв постриг и став монахом, Василий взял себе имя египетского анахорета-чудотворца Виссариона, чья история особенно его трогала. В 1436 году он стал настоятелем монастыря в Константинополе, а уже год спустя византийский император Иоанн VIII Палеолог назначил его митрополитом Никейским и отправился в сопровождении Виссариона в Италию (Italy), где более двух лет пытался создать унию католиков с православными.
Католическая и православные церкви были обижены друг на друга с момента раскола христианской церкви в 1054 году, но византийский император надеялся, что угроза наступления мусульман-турок объединит христианские государства, и Византия получит от Западной Европы столь необходимую ей военную помощь. Интересно, что Виссарион поначалу выступал против объединения, защищая позиции своей церкви, однако позже стал одним из самых убежденных сторонников унии и пошел на огромные уступки латинянам.
Вернувшись в Грецию (Greece), Виссарион обнаружил, что его взгляды обеспечили ему стойкую неприязнь православных иерархов – они обвиняли митрополита Никейского в том, что он продал католикам свою веру, - и тогда он навсегда покинул Грецию, а заодно и православную церковь. Ученый грек, кстати говоря, был одним из фаворитов сурового папы Евгения IV и стал 18 декабря 1439 года католическим кардиналом. С этого момента он почти не покидал Италию и скончался в Равенне (Ravenna) 18 ноября 1472 года.
Под патронажем Виссариона в Европе вновь проснулся утраченный было интерес к греческому языку и греческой философии, он собрал выдающуюся коллекцию книг и рукописей, а его собственные сочинения и переводы древнегреческих философов вызывали неизменный интерес. Палаццо Виссариона в Риме (Rome) стало настоящей академией, центром нового гуманистического движения и прибежищем для греков, ученых и дипломатов, оторванных от родины.
На церковном поприще кардинал славился своей строгостью и страстью к реформам, однако слыл человеком беспристрастным и справедливым. Кроме того, Виссарион часто отправлялся в посольства к иноземным государям. Так, известно, что в 1471 году он побывал при дворе французского короля Людовика XI, известного своим неприятным характером, и по свидетельству современников, оскорбление, нанесенное ему этим жестоким королем, ускорило смерть Виссариона.
Книги и публикации:
- З. В. Удальцова. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского (Византийский временник, том 37)
- З. В. Удальцова. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии
- И.Л. Медведев, А.К. Гаврилов. Речь Виссариона Никейского на Мантуанском соборе о падении Константинополя