Виссарион Никейский

Виссарион Никейский

Беноццо Гоццоли. Деталь фрески с портретом
Виссарион Никейский, носивший до пострига имя Василий Бессарион (Basilios Bessarion), был кардиналом римско-католической церкви и титулярным патриархом Константинопольским, а также одним из самых выдающихся греческих ученых своего времени.

Помимо этого, Виссарион показал себя талантливым церковным политиком, хотя один из самых амбициозных его проектов, по сути, провалился.

Греческая принцесса София Палеолог, выросшая в Европе и воспитанная в католической вере, хлопотами Виссариона была выдана замуж за московского князя – по задумке ватиканских прелатов София должна была стать оплотом католической церкви в далекой, но могущественной северной стране и привести ее под руку папы Римского. К огорчению наставников, у Софии было собственное мнение на этот счет – не успела юная будущая княгиня пересечь границы своей новой родины, как тут же вернулась к вере своих византийских предков.

Он родился в Трапезунде (Trebizond), портовом городе на берегу Черного моря. Трапезунд, самая восточная из древнегреческих колоний в Малой Азии, к тому моменту уже более двух тысяч лет был центром культуры и цивилизации понтийских греков, не сдавая своих позиций и при Византийской империи, и при Османской империи.

Разные источники указывают 1389, 1395 и 1403 год рождения, но исследователи сходятся во мнении, что Василий появился на свет 2 января 1403 года, в православной греческой семье. С самого детства мальчик выделялся среди своих сверстников талантами и тягой к учебе. Он учился в Константинополе (Constantinople), а в 1423 году отправился на Пелопоннес (Peloponnese), чтобы услышать выступления византийского философа Георгия Гемиста Плифона, развивавшего идеи Платона.

Приняв постриг и став монахом, Василий взял себе имя египетского анахорета-чудотворца Виссариона, чья история особенно его трогала. В 1436 году он стал настоятелем монастыря в Константинополе, а уже год спустя византийский император Иоанн VIII Палеолог назначил его митрополитом Никейским и отправился в сопровождении Виссариона в Италию (Italy), где более двух лет пытался создать унию католиков с православными.

Католическая и православные церкви были обижены друг на друга с момента раскола христианской церкви в 1054 году, но византийский император надеялся, что угроза наступления мусульман-турок объединит христианские государства, и Византия получит от Западной Европы столь необходимую ей военную помощь. Интересно, что Виссарион поначалу выступал против объединения, защищая позиции своей церкви, однако позже стал одним из самых убежденных сторонников унии и пошел на огромные уступки латинянам.

Вернувшись в Грецию (Greece), Виссарион обнаружил, что его взгляды обеспечили ему стойкую неприязнь православных иерархов – они обвиняли митрополита Никейского в том, что он продал католикам свою веру, - и тогда он навсегда покинул Грецию, а заодно и православную церковь. Ученый грек, кстати говоря, был одним из фаворитов сурового папы Евгения IV и стал 18 декабря 1439 года католическим кардиналом. С этого момента он почти не покидал Италию и скончался в Равенне (Ravenna) 18 ноября 1472 года.

Под патронажем Виссариона в Европе вновь проснулся утраченный было интерес к греческому языку и греческой философии, он собрал выдающуюся коллекцию книг и рукописей, а его собственные сочинения и переводы древнегреческих философов вызывали неизменный интерес. Палаццо Виссариона в Риме (Rome) стало настоящей академией, центром нового гуманистического движения и прибежищем для греков, ученых и дипломатов, оторванных от родины.

На церковном поприще кардинал славился своей строгостью и страстью к реформам, однако слыл человеком беспристрастным и справедливым. Кроме того, Виссарион часто отправлялся в посольства к иноземным государям. Так, известно, что в 1471 году он побывал при дворе французского короля Людовика XI, известного своим неприятным характером, и по свидетельству современников, оскорбление, нанесенное ему этим жестоким королем, ускорило смерть Виссариона.

Книги и публикации: